Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка
Вектор Наблюдения

О выставке
  • Вектор Наблюдения – афиша
  • Вектор Наблюдения – афиша
  • Вектор Наблюдения – афиша
  • Вектор Наблюдения – афиша
Фотография

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

7
Саша Иорданов
114 отзыва, 63 оценки, рейтинг 42
2 ноября 2007

Самый большой, условно занимающий всю центральную часть Петербурга музей — и самый просторный, если представить территориальную разобщенность экспонатов. Основная коллекция — чуть больше 5000 единиц хранения, вроде немного. Но что за единицы! Вот Медный всадник: снаружи он кажется даже меньше, чем внутри; внутри места оказывается достаточно, чтобы сделать панорамный снимок — сотрудники музея во чреве Медного всадника. А рядом фотография, поясняющая, для чего нужно было лезть вовнутрь: сколы, трещины. Приходится спасать. Слово «спасать» — оно тут вообще главное, музей и появился-то как способ спасения: в 1920-е у молодого советского правительства возникли планы по перестройке территории Александро-Невской лавры, тогда же образовалось общество «Старый Петербург», усилиями которого старейшее лаврское кладбище, Лазаревское, стало первой частью музея под открытым небом. К 1939 году музей взял под свою опеку вообще все значимые петербургские памятники; в то же время началось формирование коллекции живописи, графики и документальной фотографии — в сферу интересов попадало все, что так или иначе связано с городской средой. Отдельная история про спасение — блокада. Фотографий этого времени почти не осталось, фотографировать было запрещено, фотоаппараты изымались как потенциальный инструмент шпионажа, зато остались замечательные рисунки, которые музей заказывал художникам после запрета: серия Александра Васильева про защитные деревянные сооружения на надгробиях лавры и др.

Документальные фотографии и зарисовки — примерно половина экспозиции к 75-летию музея. Вторая половина — проектная графика участников советских конкурсов монументальной скульптуры, начиная с памятника Пушкину на площади Искусств: чертежи, эскизы, рисунки Томского, Дыдыкина, Косова — тех, кто дошел до финала конкурса, затянувшегося чуть не на десять лет. Есть проекты памятников Ленину на Московском проспекте и у Финляндского вокзала; есть так и не реализованный проект памятника Революции, который должен был появиться на Васильевском острове, но остался лишь на бумаге: конкурсанты либо не соответствовали размаху, либо, напротив, не укладывались в смету. И как бы вдогонку — современные конкурсы на памятники Бродскому, Ахматовой, Белинскому, Островскому: сравнивайте.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все