Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль
Парк развлечений Погружение
Парк развлечений Погружение
Парк развлечений Погружение

Выставка
Отто Дикс

Средняя оценка: 4 из 5

Голосов: 3

Проголосовать
Выставка закончилась
Отто Дикс

Графика двадцатых годов. Цикл офортов «Война»

Рецензия «Афиши»

Оценка: 4 из 5
Саша Иорданов

117 рецензий · 64 оценки · 41 спасибо

Только что — Бекман, а теперь вот и Дикс: второе или третье имя, после Бекмана с Гросом, в патерике немецкого искусства меж двух мировых войн. Только что Бекман, эсхатолог и мифотворец, ворочавший аллегориями и крупноформатными триптихами, выступил в Эрмитаже в оппортунистическом жанре всего лишь портрета и просто тебе пейзажа. А теперь Дикс, который как раз портретист по преимуществу, специалист по уникальности, — представлен серийной графикой. Корректируйте впечатления. Правда,... Показать полностью

Только что — Бекман, а теперь вот и Дикс: второе или третье имя, после Бекмана с Гросом, в патерике немецкого искусства меж двух мировых войн. Только что Бекман, эсхатолог и мифотворец, ворочавший аллегориями и крупноформатными триптихами, выступил в Эрмитаже в оппортунистическом жанре всего лишь портрета и просто тебе пейзажа. А теперь Дикс, который как раз портретист по преимуществу, специалист по уникальности, — представлен серийной графикой. Корректируйте впечатления. Правда, фантасмагории периода «критичной графики» начала 1920-х, гротескной социальной сатиры, и цикл офортов и литографий «Война» 1924 года (из собрания Института международных связей Штутгарта) — это все-таки больше похоже на «того самого» Дикса, нежели Бекман в Эрмитаже — на «того самого» Бекмана. Дикса даже пытались однажды привлечь за порнографию как раз из-за этих рисунков проституток, и это было бы очень в характере упрямого немца — пострадать; но вмешался Макс Либерман, руководивший берлинской Академией, и дело замяли.
Покажется, что Дикс намеренно уродует людей, — тогда надо вспомнить, как портретист неприятно рисовал самого себя: в семейных портретах, да и автопортретах, он смотрелся истинным неандертальцем, таким же босховским уродцем, что и прочие. Это не злонамеренность обиженного на мир человека. «Войну», видно, он долго носил в себе и разошелся только после «критичной графики», превратив свои окопные документальные рисунки в такую же отвратительно-незабываемую вещь, что и «критичная графика». Первая выставка его рисунков случилась еще в 1916 году, но Диксу понадобилось демобилизоваться, вернуться домой, оглянуться-осмотреться и найти то, что всему этому виной, походить в публичные дома, поработать с натуры, превратиться в полного нигилиста, «Ницше — мой бог», — и только тогда «Война» стала такой, как она есть («Практически весь цикл был создан в Шварцвальде, во время лыжной поездки, своего рода отпуска», — писал потом Дикс). Утверждают, на войне лучше умереть сразу — чтобы не видеть, но это было не про Отто Дикса. Дикс отправился на фронт воодушевленным двадцатитрехлетним добровольцем с прямо противоположной целью — увидеть, а еще нарисовать. Война как непроходящая боль, переживание, которое невозможно пережить, для Дикса определила все дальнейшее его искусство. Уходя на фронт далеко не самым переоцененным студентом дрезденской Академии изобразительных искусств (многие критики 1910-х именовали начинающего Дикса маляром), он вернулся с четким представлением, что теперь делать, как рисовать: любые, самые кошмарные, самые гротескные сюжеты не надо выдумывать, это все можно найти вокруг.
В Саратове и Перми, где нынешняя выставка уже побывала, в названии фигурировало слово «шокирующий»: «Шокирующий Отто Дикс». Надеемся, им удалось привлечь публику, но это все-таки неправда. Боль — да, но уже не до слез, страх — тоже да, но совсем не панический, ужас — но не ужас-ужас; подугасшая способность сопереживать тут почти простительна. Откровением «Война» пробыла недолго: Вторая мировая, поначалу державшая Дикса во внутренней эмиграции (один из экспонентов «Дегенеративного искусства», он сидел в деревне где-то на юге Германии и рисовал что-то под Северное Возрождение), резко снизила порог восприимчивости. Дикс успел поучаствовать и во второй войне, в самом конце, в составе фольксштурма, — но быстро сдался французам. И к теме войны до конца своей жизни почти не возвращался, полностью посвятив себя религиозным сюжетам — надо полагать, смирившись, что боль всегда отступает под натиском более сильной боли, а человеческое умение привыкать — чуть ли не главный фактор эволюции, способ выживания, и это не пробить, пожалуй, ничем.

Скрыть

Лучшая рецензия
Оценка: 4 из 5
Спасибо! 1
Svetik_FrekenSnork

167 рецензий · 167 оценок · 174 спасибо

Не ждите увидеть здесь что-то очень красивое – это не та выставка. Вы найдёте здесь правду и весь ужас войны, без пафоса и напускного героизма.
Творчество Отто Дикса – идеальный пример влияния Первой мировой войны на искусство 1920-х годов; пожалуй, ещё можно вспомнить книги Г.М.Ремарка и Хемингуэя – они тоже изображали в своих произведениях ту войну, какую видели сами.
В особняке Румянцева представлена серия офортов «Война». В них показаны все спутники войны, она показана без... Читать полностью

Отзывы пользователей

Оценка: 4 из 5
sashakhazina

3 рецензии · 3 оценки · 7 спасибо

«Нет, художники не должны изменять и преобразовывать. Они слишком низки для этого. Они должны только свидетельствовать.»
(Отто Дикс)
Поразительный немец-провинциал с фамилией-выстрелом не подлежит стилистической или идеологической классификации, а так хочется. Смотришь на изображенный им ужас, и хочется отнести его к пацифистам, несчастным мальчикам, подорвавшим свои идеи в окопах Соммы, но... Читать полностью

Все рецензии 3

Зачем вы это сделали Что происходит в школе Тубельского, где родители и учителя бастуют против директора
Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Квест про женскую логику

Страшнее, чем у Стивена Кинга: игры про потусторонние миры, зомби и особняки с привидениями

Как по-настоящему: игры с впечатляющими декорациями и невероятными спецэффектами

В прокате «Форма воды» Гильермо дель Торо — романтическая сказка о любви ихтиандра и немой...

Украинского рэпера Ти-Феста еще год назад никто не знал — но его карьера за это время совершила...

Что такое глютен и аллергия на него — целиакия, как часто встречается эта непереносимость среди...

В издательстве АСТ вышла книга Шона Игана «David Bowie: встречи и интервью» — сборник лучших статей...