Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка
Под царским вензелем. Произведения Императорского фарфорового завода из собрания Государственного Эрмитажа

О выставке

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

7
Александра Рудык
456 отзывов, 474 оценки, рейтинг 573
4 октября 2007

Секрет изготовления фарфора занимал еще Петра I. Он отправил Юрия Кологривого выведать его в Мейсене — неудачно. С 1724 года на фаянсовой фабрике купца Гребенщикова велись секретные опыты по изготовлению фарфора — неудачно. С 1744 года швейцарец Гунгер пять лет пытался разгадать тайну фарфора для императрицы Елизаветы — неудачно. В 1736 году ученый Дмитрий Виноградов по императорскому указу был послан в «немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химию и металлургию к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства». Получив звание бергмейстера, Виноградов вернулся в Россию — и 30 января 1746 года получил первую фарфоровую смесь: «Возьми кварца прокаленного 768 частей, глины подготовленной 384 части, алебастра отсеянного 74 части». Изготовлением изделий по найденному рецепту занялся Императорский завод. Через 200 с лишним лет изделия завода стали регулярно попадать на аукционы Sotheby’s и продаваться за невероятные суммы (в 2005 году в Нью-Йорке парные вазы, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе в 1825 году, ушли за 3 миллиона 936 тысяч долларов). Есть и более дешевый способ раздобыть императорский фарфор: петербургский завод существует до сих пор, там можно заказать копию с царских сервизов.

В Москве между тем был свой завод, изделия из Петербурга к нам не привозили даже на выставки. Коллекцию питерского фарфора в таком количестве вывезли из Эрмитажа впервые — и сразу в Кремль. Здесь и маленькие фарфоровые табакерки, и огромные сервизы с видами Италии, изготовленные по приказу Екатерины II; скромные dejeuner (сервизы на две персоны), вошедшие в моду при Павле I; и ампирные интерьерные вазы Александровской эпохи; роскошные помпезные кратеры, изготовленные для Николая I, и так далее до начала XX века. Выставка «Под царским вензелем», согласно названию, завершается 1917 годом: несмотря на отсутствие революционного советского фарфора, посмотреть есть на что. Тем более что в Москве этот фарфор впервые. Тем более что в отличие от прочих изящных искусств императорский фарфор, что называется, — оригинальный продукт. Архитектуре научили греки и итальянцы, живописи тоже греки и тоже итальянцы, а потом еще французы и вся Европа по чуть-чуть. Только разукрашивать крестьянские избы, вырезать из дерева, ткать, вышивать крестиком и лить фарфор научились сами — по-моему, необыкновенный повод для гордости.

1
0

Отзывы

9
Bombina
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
2 января 2008

Маленькое, но важное уточнение!!! Эта выставка проходит не в Успенском соборе, а в Успенской звоннице, которая является частью архитектурного комплекса Ивановской колокольни!
В Успенском соборе никогда не бывает подобных выставок. Это собор, у котором проводятся богослужения.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все