Выставки Москвы

Выставка Под царским вензелем. Произведения Императорского фарфорового завода из собрания Государственного Эрмитажа, Москва
Кремль. Успенский собор, 18 октября 2007 – 13 января 2008

0

Место проведения

Храм-усыпальница митрополитов и патриархов, возведенный Аристотелем Фьораванти
Главный храм Кремля, в котором совершались важнейшие церемонии — венчание на царство и постановления глав русской церкви, — Успенский, сначала строили местные умельцы, но после того, как простоявший несколько дней собор рухнул от землетрясения, князь Иван III решил обратиться к итальянским зодчим. Аристотель Фьораванти из Болоньи сначала поездил по нынешнему Золотому кольцу, изучая местные вкусы, вдохновился Успенским собором во Владимире, и к 1479 году новый собор — первый, между прочим, опыт болонца в архитектуре — был готов. Вскоре его расписал Дионисий, но роспись эта — изображения монахов-подвижников — сохранилась только на алтарной преграде. Существующие ныне фрески были выполнены в 1642–1643 годах живописцами из Ярославля, Костромы и Суздаля. Патриарх Никон заказал сюда великолепный иконостас с серебряным окладом, но серебро в 1812-м растащили французы, и восстанавливать его пришлось по кусочкам. А из 328 кг серебра, отбитого у французов, сделали храму люстру. Древнейшая икона храма — «Георгий Победоносец», конца XI — начала XIII века. Некоторые иконы — в их числе «Спас — Ярое Око» — сохранились от прежнего Успенского собора, стоявшего прямо на месте нынешнего. Вдоль стен — усыпальница московских митрополитов и патриархов. Рельефы на стенах моленного места Ивана Грозного иллюстрируют легенду о передаче царских регалий из Византии на Русь.
кассы+7 (495) 695 37 76
адрес
ценаВход 250–500 р., для детей до 16 лет вход свободный
официальный сайт
входит в сетьМузеи Московского Кремля

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Александра Рудык
отзывы:
469
оценок:
213
рейтинг:
583
7

Секрет изготовления фарфора занимал еще Петра I. Он отправил Юрия Кологривого выведать его в Мейсене — неудачно. С 1724 года на фаянсовой фабрике купца Гребенщикова велись секретные опыты по изготовлению фарфора — неудачно. С 1744 года швейцарец Гунгер пять лет пытался разгадать тайну фарфора для императрицы Елизаветы — неудачно. В 1736 году ученый Дмитрий Виноградов по императорскому указу был послан в «немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химию и металлургию к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства». Получив звание бергмейстера, Виноградов вернулся в Россию — и 30 января 1746 года получил первую фарфоровую смесь: «Возьми кварца прокаленного 768 частей, глины подготовленной 384 части, алебастра отсеянного 74 части». Изготовлением изделий по найденному рецепту занялся Императорский завод. Через 200 с лишним лет изделия завода стали регулярно попадать на аукционы Sotheby’s и продаваться за невероятные суммы (в 2005 году в Нью-Йорке парные вазы, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе в 1825 году, ушли за 3 миллиона 936 тысяч долларов). Есть и более дешевый способ раздобыть императорский фарфор: петербургский завод существует до сих пор, там можно заказать копию с царских сервизов.

В Москве между тем был свой завод, изделия из Петербурга к нам не привозили даже на выставки. Коллекцию питерского фарфора в таком количестве вывезли из Эрмитажа впервые — и сразу в Кремль. Здесь и маленькие фарфоровые табакерки, и огромные сервизы с видами Италии, изготовленные по приказу Екатерины II; скромные dejeuner (сервизы на две персоны), вошедшие в моду при Павле I; и ампирные интерьерные вазы Александровской эпохи; роскошные помпезные кратеры, изготовленные для Николая I, и так далее до начала XX века. Выставка «Под царским вензелем», согласно названию, завершается 1917 годом: несмотря на отсутствие революционного советского фарфора, посмотреть есть на что. Тем более что в Москве этот фарфор впервые. Тем более что в отличие от прочих изящных искусств императорский фарфор, что называется, — оригинальный продукт. Архитектуре научили греки и итальянцы, живописи тоже греки и тоже итальянцы, а потом еще французы и вся Европа по чуть-чуть. Только разукрашивать крестьянские избы, вырезать из дерева, ткать, вышивать крестиком и лить фарфор научились сами — по-моему, необыкновенный повод для гордости.

1

Отзывы пользователей о выставке «Под царским вензелем. Произведения Императорского фарфорового завода из собрания Государственного Эрмитажа»

Фото Bombina
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

Маленькое, но важное уточнение!!! Эта выставка проходит не в Успенском соборе, а в Успенской звоннице, которая является частью архитектурного комплекса Ивановской колокольни!
В Успенском соборе никогда не бывает подобных выставок. Это собор, у котором проводятся богослужения.

0