Сергей Шнуров объявился в качестве живописца два года назад почему-то в Риге: в тамошнем кинотеатре прошла его первая персоналка. А в начале прошлого года на традиционной рождественской выставке в Манеже Шнуров со своими крупноформатными картинами оказался в компании других художников-непрофессионалов. Живописью он занимался и раньше, но с какого-то момента «Ленинград» стал отнимать все время, на рисование не оставалось. А теперь опять нашлось. Досужим развлечением это не назовешь, так как к выставке Шнуров присовокупляет по-шнуровски иронично-серьезный текст «Манифест брендреализма». «Ты — это то, что ты ешь, что ты носишь и на какой машине ты ездишь. <...> Мир разделился надвое: граница раздела между добром и злом проходит теперь между теми, кто пьет кока-колу, и другими, кто выбрал пепси. Если ты еще не определился и все еще пьешь квас, то завтра уже будет поздно. Вселенная спросит с тебя. Если ты в душе любишь Hugo Boss, а носишь D&G — это высшее лицемерие сегодняшнего дня. Смертный грех XXI века» — и хоть к качеству живописи эти сентенции имеют мало отношения, «Манифест» должен убедить: дела плохи. Фактически «брендреализм» сказывается в том, что почти на каждой картине фигурирует какой-нибудь лейбл. Оценивать эту живопись как живопись будет странно. Живописец Шнуров примерно такой же, какой и композитор: тут замешана сразу куча разных впечатлений, где-то это походит на арефьевцев, где-то на митьков, где-то на группу дуракавалятелей «Колхуи», тоже пописывающих в свободное от основной работы время. Шнуров прекрасно знает, что современное искусство ведь тоже бренд, и ввязываться в профессиональные с ним отношения не собирается.