Москва

Выставка
Сны разума Франциско Гойя и Сальвадора Дали

О выставке
Графика

Как вам выставка?

Отзывы

7
Danila_ divan_Drapeza
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
15 марта 2008

20 февраля в Самарском областном художественном музее была открыта новая экспозиция. Это не просто выставка – это проект мирового масштаба, причем не только потому, что работы представленные на ней принадлежат величайшим мастерам жанра. Выставка-загадка, сражающая наповал и заставляющая задуматься даже человека плохо знакомого с искусством; выставка, шокирующая и одновременно привлекающая своей откровенностью – рассказать о ней в двух простых словах невозможно. «Сны разума» продолжат поражать воображение самарцев вплоть до апреля. И у многих непосвященных в эту загадочную история еще есть шанс променять слякоть улиц на вполне теплый, можно даже сказать горячий прием.
В чем же замысел проекта, собравшего воедино работы двух неординарных художников? С одной стороны – самые мрачные и до сих пор неразгаданные офорты Франциско Гойи (1746–1828) с названием «Капричос», что на языке художников значит ни что иное как «волосы встают дыбом от увиденного»; с другой – гравюры знаменитого сюрреалиста Дали, ставшего достояние массового культа на рубеже веков. Это внешнее впечатление. К нему же добавляем изуродованные чучела людей, прибитые к полу и пугающее многоголосье музыки, написанной, специально для этого проекта композитором Романом Рязанцевым. Но не только этим поражает выставка и, собственно, не за этим стоит сюда идти.
Самая известная подпись под одной из картин серии «Капричос», сделанная самим Франциско Гойей «Сон разума рождает чудовищ» стала идеей выставки. «Спят» и, в буквальном смысле, видят кошмары два великих художника- испанца. Один, Франциско Гойа, обличает пороки и нравственные ценности Испании, добавляя в свои работы немного собственного сумасшествия и страха. Отсюда в его, изначально юмористической, серии, появились изображения на грани разумного: ведьмы, люди-ослы и женщины страдающие от собственного бесчестия. Сальвадор Дали, в свою очередь, взявшийся спустя 200 лет, повторить фантазии Гойи, наверняка, больше заботился о самовыражении и собственном сумасшествии, которое он очень выгодно имитировал всю жизнь. Собственно говоря, Сальвадор Дали не создал свои "Сны разума" по мотивам прославленных офортов "Капричос", он делал их буквально по ним, используя знаменитую серию Гойи, как дешевую книжку-раскраску, закрашивая скучную черно-белую графику различными цветами — голубым, розовым и лимонно-желтым. После такого «Сны разума» даже не получается назвать работой сюрреалиста, скорее это дело рук сумасбродного гения.
Впрочем, Сальвадор Дали не ограничивается раскрашиванием офортов. Он, подобно ребенку, подрисовывает на произведениях талантливого человека свои собственные, не мене талантливые и, ставшие уже фирменными, детали - ненавязчивые растекающиеся часы и костыли. Так у героев Гойи недвусмысленные дополнительные органы, еще более странные и страшные желания. Если на офортах Гойи старик лишь согнулся, будто бы его тошнит, а женщина облокотилась на плечо собеседника, то у Дали можно увидеть откровенно изображенные картины убийств, эротических сцен и насилия. Причем мастер-сюрреалист меняет мир старых произведений всего несколькими штрихами: то он видит на заднем плане офорта свой собственный мир, то причудливо соединяет несколько фигур в абсолютно новый персонаж. И эта выставка, хоть и позиционируется как экспозиция двух художников, скорее прославляет самого Сальвадора Дали и ту часть его творчества, которая несмотря на свою незаурядность менее всего известна публике.
Так или иначе, получились два цикла о темных сторонах человеческой души, похоти, пороках и мракобесии, которые никак не исчезли за три столетия и продолжают жить среди нас. И чтобы там не писали критики и прославленные искусствоведы загадка Гойи-Дали остается загадкой, которая сможет привлечь куда как больше зрителей, чем «умные» и масштабные масляные полотна академиков, выставляемые обычно.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все