Понимай как угодно: то ли это диалоги между художниками, то ли между странами, то ли между направлениями, жанрами — а может, речь просто о диалоге художника со зрителем. Художника с миром. Идея, бесспорно, достойная — хоть и не без изъянов: слишком трактуется во все стороны, можно и все, и ничего. И потом — возникают сомнения, что вообще умеют у нас грамотно и гармонично совмещать в одном пространстве живопись, фотографию, видеоарт, перформансы. Но в целом мысль светлая — о грандиозном смотре всего-всего, что происходит в современном искусстве. С открытием новых имен, разумеется, и с другими предвосхищениями будущего.
Но как-то так, однако, происходит, что за годы существования «Диалогов» (с 1993-го), за исключением растущего числа участников (в этот раз около ста из 25 стран), в сущности, ничего особо не меняется. Все тот же Манеж принимает еще больше народу. Потому что может. Или, точнее, мог: впервые в этом году к громадному сараю Манежа будет добавлена новая, дополнительная площадка под названием Малый Манеж (наб. канала Грибоедова, 103). Тоже, несмотря на название, вместительное сооружение: три этажа, один большой зал внизу, по два-три поменьше на втором и третьем этажах плюс замечательный внутренний двор, который также планируется использовать (зданию требуется ремонт, но бессменный куратор «Диалогов» Лариса Скобкина уверена, что это не минус, а скорее даже плюс: обваливающаяся штукатурка только усилит зрительские впечатления).
Итого, современное искусство, от живописи до инсталляции, от Ирака до США, будет выглядеть примерно следующим образом. В Малом Манеже — световидеоперформанс Андрея Мельника, а также несколько персональных выставок. В просто Манеже — как обычно. Слева петербургский концептуалист, справа английская перформансистка, прямо — фотограф из Финляндии, какой-нибудь завсегдатай «Диалогов». Которого где-то еще, кроме «Диалогов», вы вряд ли увидите. А увидав — вряд ли вспомните.