Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
4.7

Выставка
Олег Кулик

О выставке

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Рудык
456 отзывов, 474 оценки, рейтинг 573
15 июля 2007

Большой лысый человек с шикарной бородой-лопатой, в очках и растаманской шапочке (из-за которой лысину можно и не разглядеть), разъезжающий по Москве на велосипеде, — по состоянию на лето 2007-го это и есть художник Олег Кулик. Голым он больше не ходит, на четвереньках не ползает, на прохожих не бросается, на улицах не какает и вообще ведет себя крайне тихо и пристойно. Нынешний Кулик стремится образумить общество, спасти страну от бездуховности и безволия. На самом деле человек-собака хотел того же.

Кулик, прикидывавшийся собакой, конечно же, имел в виду не просто лаяния-кусания — это была история про радость от жизни, свободу и преданность. Потом появилась партия животных, выдвигавшая Кулика в президенты России. Во времена тотального скотства в политике это была единственная честная партия, не скрывавшая истинного лица: вместо лиц у партийцев были свиные рыла, а кандидат в президенты, рыча и мыча, предлагал избирателям полакать водки из многочисленных сосков на его теле. Когда звериная тема была исчерпана, Кулик придумал теорию прозрачности: будь Россия стеклом, Восток и Запад бликовали бы в нем, не травмируя население вечным вопросом — азиаты они или европейцы. А потом сделал еще одно высказывание на тему извечной российской несвободы — уже совсем прямое, в лоб: скульптуру, где над четырьмя летящими женщинами парит эмбрион с лицом Гагарина (для Кулика — один из символов идолопоклонничества, наряду с Лениным, человеком, который мертв, но при этом всегда жив).

Теперь Кулик, кажется, смирился и успокоился. Отправился в Монголию снимать на видео пустыню Гоби, увидев в ней идеальный, не тронутый цивилизацией мир, где главные ценности — лошадь, седло и кинжал. Из видеоряда, впрочем, эту мысль было никак не вычитать: там фактически ничего не происходит — такая съемка чужого мира глазами туриста.

Объясняя смысл той или иной работы, Кулик начинает со слов: «Вы мне не поверите, но я вам расскажу». За этим следует длинная телега о глобальных проблемах и судьбах искусства. Кулик теперь выглядит оракулом и провидцем, открывающим некую страшную правду, — и лишь увидев такого серьезного Кулика, понимаешь, как не хватает похотливой грязной твари, которая срать хотела на всю Европу. Тот Кулик умер, точнее, перешел на следующую стадию эволюции. Но память никуда не денешь, после каждого художника должно остаться одно произведение, и, кажется, я знаю, что останется за Куликом.

На афишах нынешней ретроспективной выставки Кулик изображен во всей красе — с бородой и нагишом. Главное произведение Кулика — это, конечно, сам Кулик, хотя остальных его работ хватило, чтобы заполнить все четыре этажа ЦДХ. Самое интересное в выставке — принцип экспонирования, придуманный архитектором Борисом Бернаскони: пространство ЦДХ превратилось в единый ландшафт с графитовыми стенами, на них — какая-то липкая и вязкая субстанция, как бы затягивающая объекты вглубь. Получилось что-то вроде темного леса, в котором, если присмотреться и хорошо поискать, замечаешь то ягодку, то Толстого, то грибочек, то космонавта и, конечно же, Кулика и там и сям.

0
0

Отзывы

?
Наточка
16 отзывов, 16 оценок, рейтинг 3
25 июля 2007

сходили мы с подругой на эту выставку.
в начале мы недоумённо рассматривали скульптуру коровы с быком, клетку с голубями и космонавта, висящего на каком-то серебряном шнуре. с третьего этажа доносились странные интригующие звуки и мы, несмотря на нелицеприятные отзывы в книге, решили подняться.
обстановка впечатляющая, конечно, но там показывали какое-то очень страшное кино про людей с сексуальными расстройствами!
вывод: не интересно, не познавательно, не ново. никак

0
0
9
Valium
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 0
23 июля 2007

Шок, который обновляет, вдохновляет и заставляет двигаться и соображать.
Будете ли Вы прыгать от восторга или выйдите из ЦДХ в скверном расположении духа - это вопрос вкуса, компании и желания удивляться и провоцироваться. Но то, что это невозможно забыть, невозможно остаться хладнокровным - это точно)

0
0
9
Anna_Sur
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
21 июля 2007

Сегодня я, наконец, узнала, что это за птица такая – Олег Кулик.
Шла в настроении некоторого скептицизма, начитавшись недоуменных отзывов. Писали в основном, что художник, мол, желает любыми способами эпатировать публику. Уже на первом этаже, сразу как вошла, гляжу – и правда: эпатиииирует! Все пространство внутри ЦДХ перекроено здоровенными серо-черными целлофановыми полотнищами. Что за ними – не видно, но доносятся интригующие звуки… Внутри оказался полумрак со здоровенным скульптурным сооружением из стекла. При детальным рассмотрении сооружение оказалось коровой и быком, слившимися в экстазе. Возле них, под небольшой лампочкой – написано о том, «что автор хотел сказать своим произведением». Оказывается, это про противостояние человека и природы, типа «назад к природе», «даешь рефлексы без рефлексии!». Да-да, очень свежо и оригинально! Пока я читала текст, внутри коровы с любовником загорелись лампочки, раздалось страстное мычание и из трубы, изображающей бычий пенис, полилась вода, орошая цветочки, что оказывается растут внутри коровы. Тоже вполне в духе первобытного мышления, архетипично. «Ну-ну, подумала я, - уж кого-кого, а меня, старого фрейдиста, такими штучками не проймешь и хрен шокируешь!».
На втором этаже обнаружилась квартира будущего, в которой будут жить гибриды человека и собаки (на стенах – история становление данного биологического вида с иллюстрациями); голубятня вся в перьях и с живыми голубями внутри, а также – Юрий Гагарин в позе эмбриона, подвешенный на кислородном шланге, словно на пуповине. Растрогалась. Так и захотелось запеть: «Я – Земляаааа, я своих провожаю ПИТОМЦЕВ…». Сперва я их в ПИТОМНИКАХ скрещиваю, выводя новые виды, развожу, выращиваю до половозрелого состояния, а потом – выпускаю куда подальше… Вообще все это начинало мне определенно нравиться. Особенно понравился проект «Окна» (или «Зеркала»?). Про то что «человек как радиация проник повсюду». На картинах – дикая природа разных концов света и повсюду – бликами туристы с фотоаппаратами и дебильными улыбками. Очень похоже, да… «Придешь домой – там ты сидишь…». Особенно мне запомнилась картина, где восторженные дебилы бликуют на вершине гор и над ними – орел на веревочках. Это, должно быть, последователи Кастанеды. Влезли на гору под руководством опытного экскурсовода, подвесили чучело орлуши и радуются, думают, что пришли в Икстлан… Но бликующие туристы в полотнах – это еще не все. В зеркальных поверхностях картин видишь и свое отражение тоже, и стоящих рядом… «А что это вы тут делаете, а?». А тут еще эти целлофановые полотнища повсюду… Иногда переход к другой инсталляции обозначен подвязанными полотнищами, как занавески на окне, а иногда – нет. Хочется проходить сквозь стены. Отодвинешь край занавески – а там уже другой экран, или коридор, или твердая стена… Ходишь этакой Алисой в стране Чудес из одного измерения в другое…
На третий этаж я поднялась со слегка съехавшей крышей и вполне в благостном расположении духа. Там меня очень порадовала инсталляция на тему гибрида клубно-какой-то-там культуры. На экране (как всегда, огромного размера) – обнаженный Олег Кулик, весь облепленный зеркальной мозаикой, подвешенный под потолком некоего клуба. Музыка играет, внизу народ клубиться… Ляпота! Надо всем продвинутым клубам обеих столиц взять эту идею на вооружение. А то эти тетки в клетках надоели уже, не катят… Даешь голых зеркальных мужиков под куполом цирка.. т.е. – клуба!
Что еще мне очень понравилось – так это черные такие матрасы в залах, прямо на полу. На них можно посидеть, или полежать и так вот, подобно древним грекам на сюмпозиумах, с кайфом созерцать прекрасное… Особенно в зале с Монголией я замедитировала на этом матрасе. На экране – документальные кадры о жизни Монголии, где люди живут в согласии с природой. Так и захотелось расположиться там с пивом и бутербродами, развести костерок… Вспомнилась Индия…
Очень понравилась мне комната с собакоподобными человеками в телевизорах. Она маленькая такая, входишь – там вокруг телеэкраны и в каждом человечья голова, издающая собачьи звуки. Кто рычит, кто воет, кто скулит, кто жрет че-та, кто лапу лижет… В общем, все как в жизни. И причем смотрят все в камеру, т.е. – на тебя. Мне это фокус-группу напомнило. Или ток-шоу. Задаешь людям вопрос – а они на тебя смотрят и давай в ответ рычать или скулить… далее по тексту…
Вообще собачья тема – это любимая песня птицы Кулика (с большой буквы). Нет никого ближе и роднее. Он и сам периодически обнажается и изображает разных собак – то бешеного пса, то помоечного… Иногда даже кого-то кусает и бывает забран в полицию… Еще он правда любит карпов, как оказалось – так любит, что облачившись в рясу отпускает им грехи дабы они сразу после мученической смерти на сковороде попали в рай, а еще – обезьян. Однажды, опять же в голом виде, скакал по клеткам с приматами в московском зоопарке. Посетители, случившиеся в этот момент возле клеток, очень ему сочувствовали, кидали бананы, кои он с большим удовлетворением поедал. Жаль меня там не было. Если еще такое состоится – пусть мне сообщат, приду со связкой бананов. Даже кокос принесу, пусть погрызет.
Еще очень впечатлил стеб на тему квасного патриотизма, остановка «Россия» с полуразрушенным Ельциным и шахидкой, Лев Толстой в натуральную величину из куриного помета, глядящий в сторону коровьих задов, внутри которых наблюдаются сцены из исконно-пасконой русской жизни. Это он так глубинно АНАЛизирует загадочную русскую душу. Тема анальной фиксации раскрыта – маладца! Про Толстого я, признаться не поняла – сочувствует ему Кулик или стебется, а может – сочувственно стебется, или стебно сочувствует… Но рожа у него (у пометного Толстого) премерзкая – наверное очередную нотацию крапает…
Порадовали обильные рецензии, развешанные на целлофане. Правда, как оказалось, я далеко не всегда вижу в произведении именно то, что, согласно аннотации, хотел сказать им автор. Но тут, согласно классикам постмодернизма, автор давно уж мертв, тексты отчуждены и живут своей жизнью за его пределами. Так что, уважаемые мыслеформы, мыслеобразы и смыслообразования – кто не спрятался – я не виновата!
Кароче, Склифосовские – выставка мне понравилась. Наверное, даже схожу еще разок. С пивом, бутербродами и дровами для костра… Дух карнавальной культуры ЖЫФ!!! и бродит по коридорам ЦДХ!

(c) Anna Sur

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все