Выставки Москвы

Выставка Приключения «Черного квадрата» Казимира Малевича, Санкт-Петербург
Русский музей, 16 июля – 15 сентября 2007, Санкт-Петербург

7.7

Место проведения

Русский музей

Русский музей

8.0
Крупнейшее собрание русского искусства, от домонгольских икон до авангарда
Крупнейшее собрание русского искусства — от древних икон до живописи конца XIX века — хранится в построенном архитектором Карлом Росси дворце Михаила Павловича (младшего брата Александра I). Самые крупные залы отведены художникам Императорской академии художеств первой половины XIX века, поменьше — картинам передвижников, Ильи Репина, Василия Сурикова и остальных. Собрание символистов и художников русского авангарда, которым гордится Русский, выставлено в пристройке Михайловского дворца — Корпусе Бенуа. В нее можно попасть как из основного здания (продолжая движение), так и через отдельный вход с канала Грибоедова.
телефон+7 (812) 314 34 48
адрес
ценаВход 70–350 р., для детей до 18 лет вход свободный
официальный сайт
входит в сетьРусский музей

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Саша Иорданов
отзывы:
117
оценок:
64
рейтинг:
42

В 1913 году, работая над декорациями авангардистской оперы «Победа над Солнцем», Казимир Малевич первый раз рисует черный квадрат — именно в 1913-м, а не 1915-м, как датирован широкоизвестный «Черный квадрат» (тут идет важный спор, кто изобрел геометрическую абстракцию, Малевич или Мондриан; спор продолжается). А спустя два года, в 1915-м, на последней выставке футуристов «0,10» Малевич показывает «Черный квадрат» — такой, каким мы его привыкли видеть. Этого, настоящего, наичернейшего (пошедшего кракелюром, где высматривают самые разные конфигурации) и наиквадратнейшего (хоть и с непрямыми углами) квадрата на выставке не будет. Он находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи и по негласному правилу никогда ее стен не покидает, потому как большая ценность. Зато будут три остальных, имеющихся в России: 1923 года — из коллекции Русского музея, 1929-го — из Третьяковки и квадрат начала 30-х — пятилетней давности приобретение Эрмитажа из коллекции сгинувшего Инкомбанка. Их разместят в первом зале вместе с другими работами Малевича и его современников. Среди последних есть, например, первая копия квадрата (не смейтесь), которую в начале 20-х сделал ученик Малевича Николай Суетин с целью «приобщиться к тайне изобретения» (прекратите смеяться, вам говорю). Потом приобщались все: ученица Филонова Татьяна Глебова написала целую серию квадратов, окружая их растениями и абстрактными трехмерными формами; Владислав Стржеминский принялся делить квадрат на части; даже Василий Кандинский — не ученик и не последователь, сам по себе величина — и тот использовал квадрат как фон. Новый бум цитирования случился сразу после выставки «Москва-Париж» в 1981 году, где после полувекового запрета на авангард вновь был показан оригинал (не то 1913-го, не то 1915-го); этим современным цитированиям и посвящена вся остальная экспозиция. В конце 70-х шутовской концептуалист Вагрич Бахчанян написал «Черный квадрат зеленого цвета». Концептуалист серьезный Эрик Булатов, представленный работой «То-то и оно», квадратный формат использует вообще часто: де, черный квадрат всегда присутствует в его подсознании. У Тимура Новикова квадрат тоже, верно, присутствовал в подсознании, но он его вытравил и бросил под ноги своему Аполлону. Многие шутили, покрывая квадрат позолотой или качая через него нефть, — мол, вот еще одна русская ценность из ничего или из-под земли, что почти одно и то же. Митек Александр Флоренский применил «Черный квадрат» как рекламу на кружках с патриотичной надписью «Сделано в СПб». А один из лидеров «Новых тупых» — Владимир Козин — составил доходчивую инструкцию: «1. Возьми подрамник размером 106х106 см; 2. Натяни холст; 3. Нарисуй контуры будущего квадрата; 4. Закрась середину черной краской; 5. Поставь подпись и дату на обороте холста».

0
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.

Галерея