Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка
Приключения «Черного квадрата» Казимира Малевича

О выставке
  • Приключения «Черного квадрата» Казимира Малевича – афиша
  • Приключения «Черного квадрата» Казимира Малевича – афиша
  • Приключения «Черного квадрата» Казимира Малевича – афиша
  • Приключения «Черного квадрата» Казимира Малевича – афиша
  • Приключения «Черного квадрата» Казимира Малевича – афиша

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Саша Иорданов
114 отзыва, 63 оценки, рейтинг 42
15 июля 2007

В 1913 году, работая над декорациями авангардистской оперы «Победа над Солнцем», Казимир Малевич первый раз рисует черный квадрат — именно в 1913-м, а не 1915-м, как датирован широкоизвестный «Черный квадрат» (тут идет важный спор, кто изобрел геометрическую абстракцию, Малевич или Мондриан; спор продолжается). А спустя два года, в 1915-м, на последней выставке футуристов «0,10» Малевич показывает «Черный квадрат» — такой, каким мы его привыкли видеть. Этого, настоящего, наичернейшего (пошедшего кракелюром, где высматривают самые разные конфигурации) и наиквадратнейшего (хоть и с непрямыми углами) квадрата на выставке не будет. Он находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи и по негласному правилу никогда ее стен не покидает, потому как большая ценность. Зато будут три остальных, имеющихся в России: 1923 года — из коллекции Русского музея, 1929-го — из Третьяковки и квадрат начала 30-х — пятилетней давности приобретение Эрмитажа из коллекции сгинувшего Инкомбанка. Их разместят в первом зале вместе с другими работами Малевича и его современников. Среди последних есть, например, первая копия квадрата (не смейтесь), которую в начале 20-х сделал ученик Малевича Николай Суетин с целью «приобщиться к тайне изобретения» (прекратите смеяться, вам говорю). Потом приобщались все: ученица Филонова Татьяна Глебова написала целую серию квадратов, окружая их растениями и абстрактными трехмерными формами; Владислав Стржеминский принялся делить квадрат на части; даже Василий Кандинский — не ученик и не последователь, сам по себе величина — и тот использовал квадрат как фон. Новый бум цитирования случился сразу после выставки «Москва-Париж» в 1981 году, где после полувекового запрета на авангард вновь был показан оригинал (не то 1913-го, не то 1915-го); этим современным цитированиям и посвящена вся остальная экспозиция. В конце 70-х шутовской концептуалист Вагрич Бахчанян написал «Черный квадрат зеленого цвета». Концептуалист серьезный Эрик Булатов, представленный работой «То-то и оно», квадратный формат использует вообще часто: де, черный квадрат всегда присутствует в его подсознании. У Тимура Новикова квадрат тоже, верно, присутствовал в подсознании, но он его вытравил и бросил под ноги своему Аполлону. Многие шутили, покрывая квадрат позолотой или качая через него нефть, — мол, вот еще одна русская ценность из ничего или из-под земли, что почти одно и то же. Митек Александр Флоренский применил «Черный квадрат» как рекламу на кружках с патриотичной надписью «Сделано в СПб». А один из лидеров «Новых тупых» — Владимир Козин — составил доходчивую инструкцию: «1. Возьми подрамник размером 106х106 см; 2. Натяни холст; 3. Нарисуй контуры будущего квадрата; 4. Закрась середину черной краской; 5. Поставь подпись и дату на обороте холста».

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все