Выставки Москвы

Выставка Владимир Янкилевский, Санкт-Петербург
Мраморный дворец, 16 июля – 31 августа 2007, Санкт-Петербург

0

Место проведения

Мраморный дворец

Мраморный дворец

8.1
Искусство последних десятилетий под эгидой Русского музея
Во дворце, спроектированном классицистом Антонио Ринальди для фаворита Екатерины II графа Орлова, сегодня Русский музей делает свои выставки искусства конца XX — начала XXI века. Конечно, здесь можно разглядеть исторические интерьеры с наборным паркетом и витиеватой лепниной, но часть залов — это белый куб, где выигрышно смотрятся живопись Роя Лихтенштейна, Ильи Кабакова или скульптуры Класа Ольдернбурга и Гриши Брускина. Почти все они появились здесь благодаря коллекционерам Петеру и Ирене Людвиг: в 1994-м они подарили часть своего собрания Русскому музею.
телефон+7 (812) 595 42 48
адрес
ценаВход 100–300 р., для детей до 16 лет вход свободный
официальный сайт
входит в сетьРусский музей

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Александра Рудык
отзывы:
469
оценок:
213
рейтинг:
583

Шестиметровое полотно, испещренное ломаными линиями, мелкими деталями: идешь вдоль него и ищешь, за что бы зацепиться глазом. В смысле зацепляемости — это как звездная карта. А отойти подальше — все на своих местах. Вот дверь, силуэт человека или шкаф — мир, помещенный в коробку.

Янкилевский уже на московской манежной выставке 1962 года был заклеймен Хрущевым как авангардист — прочие термины Хрущева упоминать не станем, они непрофессиональны. Кроме того что неточны. Совсем юный Янкилевский тогда уже успел превратиться из «абстракциста» в самопального сюрреалиста, перейдя от какой-нибудь «Атомной станции» к фигуративным формам: отсюда явились ногоруки, задницеголовы и носочлены из серии «Мутанты», техно-анатомически-смутные детали из «Триптихов» и «Моделей художника». Справедливости ради заметим, что весь этот праздник сюра не доводится художником до абсурда. Если повнимательней приглядеться, преодолеть специфичную янкилевскую незацепляемость, в его полотнах обнаруживаются классические сочетания света и цвета, наличие перспективы и линии горизонта, четко обозначенной, например, в шкафу. В конце концов, произведения Янкилевского, наполненные на первый взгляд неизложимой смурью, легко раскладываются по канонам искусствоведческой библии Виппера «Введение в историческое изучение искусства»: если сделать отдельно на листочке анализ выразительных средств и приемов, то читатель, не видя работы, мог бы подумать, что речь идет о классике. Или даже архаике.

Авангардно-классическая манера — не единственный момент авторского почерка; визитной карточкой Янкилевского остаются темы, обозначенные или прямо захваченные им — страшно сказать! — лет пятьдесят назад. Как назвал Янкилевский свою недавнюю выставку в Москве — «Момент вечности». Или же пятьдесят лет работы. Ретроспектива включает графические циклы, сюрреалистически-скабрезные, — и фигуративные работы, когда Янкилевский, будто устав от ковыряния в подсознательном, взялся за самую что ни на есть реальность — и стал делать обманки. Человеческие манекены, спрятанные в коробках-гробах-шкафах. Появились янкилевские триптихи — из желания впихнуть в одно произведение, в одну рамку, пусть и поделенную натрое, целую вселенную и ничего при этом не упустить. И получилась такая трехчастная модель, с мужским и женским началом, с космосом и микрокосмосом, с реальными, почти реальными, осязаемыми героями и существующим параллельно с ними иллюзорным, вымышленным, геометрически прочерченным и оттого только более сюрреалистическим пространством вокруг.

0
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.