Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка
Европа - Россия - Европа

О выставке

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Рудык
456 отзывов, 474 оценки, рейтинг 573
15 июля 2007

Музеи мира вновь поздравляют Третьяковскую галерею со 150-летием. На этот раз — страны Евросоюза. Как водится, обещаны шедевры из лучших музеев стран этого самого товарищества. Задача, прямо скажем, героическая и фантастическая — представить ретроспективу мирового искусства с XIV по XX век в нескольких залах галереи на Крымском Валу. Сами мы, как страна великих утопий, шедевров навыбирать, конечно, сумели бы, но, как обычно, руки коротки — не допустили. «Евросоюзы» лично отобрали все, что посчитали нужным. При этом они как бы отвечали на три вопроса. 1. Какое произведение является важным в национальном искусстве и влиятельным в контексте европейской истории искусств? 2. Какое произведение несет в себе идею культурной или политической модернизации, самоопределения в меняющемся мире? 3. Какое произведение несет в себе идею открытого общения, отражает новую реальность индустриального, медийного мира? Итог: привезенные произведения пестрят заморскими именами и пробуждают непреодолимую жажду познания. Получилось, что образовательная часть в экспозиции преобладает. Мы же искренне думаем, что все на свете знают Шишкина, наверное, и страны Евросоюза думают так же о своих «великих». Знакомые имена кажутся вдвойне родными, спасая от чувства стыда за собственную дремучесть. Наплевав на продуманную и слаженную экспозицию (а это почти 100 произведений), выстроим свой собственный, усеченный вариант ретроспективы, состоящий из одних старых знакомых. Открывает его «Троица» Рублева, не имеющая в этом веке западных конкурентов. Следом — опять вне конкуренции — отечественное «Преображение» Феофана Грека. XV век представлен «Портретом курфюрста Йохана Верного с перламутровым крестом» Лукаса Кранаха из Дрездена. Между прочим, наша обрезанная «Мадонна с младенцем» из ГМИИ им. Пушкина выглядит куда более репрезентативно. Зато Италия никогда не обижает. Из Бреры привезли знаменитое произведение великого колориста Тициана «Венера, завязывающая глаза Купидону». Следующий — известный с детства по наборам открыток — бельгиец Давид Тенирс («Фламандская ярмарка»). Французскую школу XVII века в нашем варианте представляет портрет Бурдона, художника, прославившегося «Распятием святого Павла» для церкви Нотр-Дам. Бурдон для нас не новинка, видали в Эрмитаже («Христос мертвый у ног Богоматери»). Дания прислала работу действительно значимого для своей страны художника Абильдгаарда, основателя датской школы живописи. Мы-то знакомы больше с его учениками Торвальдсеном и Экерсбергом, теперь и отца-основателя почитать станем. Следом — действительно великолепный, залитый солнцем, волшебный пейзаж англичанина Тернера «Золотая ветвь». Скульптура француза Франсуа Рюда и картина немецкого романтика Каспара Фридриха представляют XIX век. Третьяковка и здесь не ударила в грязь лицом: «Утро стрелецкой казни» Сурикова выдерживает любую конкуренцию.

Остается прошлое столетие, представляющее наибольшее количество знаменитостей. Открывает его любимый художник подземного вернисажа в переходе на Крымском Валу Густав Климт с нежным пейзажем в спокойных тонах «Тихий пруд». Досталась нам и бронзовая фигура румынского скульптора Бранкузи «Молящаяся». Отечественный фронт вновь мастерски прикрыт Шагалом («Над городом») и Кандинским («Импровизация холодных форм»). За Пикассо и Матисса, конечно, спасибо, но этим нас не удивишь — и у себя достаточно. Занятно, правда, что Пикассо наконец-то представляет национальные интересы вовсе не Франции, а истинной родины — Испании. Русскую экспозицию завершает Эрик Булатов. Со стороны Европы еще остались падающий камнем орел от немца Георга Базелица, скульптура Генри Мура и «Русская рулетка» из сахара, красителей, шоколада, бумаги и человеческого ногтя (самого художника) от Недко Солакова.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все