Москва
8.6

Выставка в Москве
Мир как беспредметность. Рождение нового искусства

Еврейский музей и центр толерантности, закончилась 19 февраля 2023
О выставке
С 20 октября 2022 по 19 февраля 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие». Проект реализован совместно с «Энциклопедией русского авангарда» и Ельцин Центром. Кураторы — Андрей Сарабьянов и Наталья Мюррей, научный консультант — Ирина Карасик. На выставке представлено 98 работ из Русского музея, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Вятского художественного музея, Краснодарского краевого художественного музея, Томского областного художественного музея, Ярославского художественного музея, Витебского областного краеведческого музея, Музея-усадьбы «Кусково», а также частных коллекций. Среди художников, чьи произведения показаны в экспозиции, — Марк Шагал, Казимир Малевич, Лев Юдин, Константин Рождественский, Анна Лепорская, Илья Чашник, Николай Суетин, Валентин Курдов, Вера Ермолаева, Михаил Векслер, Павел Филонов, Михаил Матюшин, Эдуард Криммер, Роберт Фальк, Дмитрий Санников, Иван Гаврис и другие. Государственная Третьяковская галерея после проведенной реставрации предоставила на выставку пострадавшую в декабре 2021 года работу Анны Лепорской «Три фигуры». Впервые выставочный проект был показан в арт-галерее Ельцин Центра (5 ноября 2021 — 20 февраля 2022). Московская версия существенно дополнена и расширена, в том числе графикой из Третьяковской галереи, супрематистским фарфором из Государственного Эрмитажа и Музея-усадьбы «Кусково», живописью из Витебского областного краеведческого музея. Важнейшей частью московской выставки стал специальный проект «Я — Малевич» — новаторский эксперимент, сочетающий исследования, игровые элементы и цифровые технологии, который предлагает зрителям увидеть выставку глазами одного из десяти художников, чьи работы представлены в экспозиции. С помощью смартфона, наушников и QR-кода игры «Я — Малевич» посетитель может выбрать, от чьего лица посмотреть выставку. Путешествие с каждым героем продолжительностью около 15 минут позволяет зрителю — как впервые встретившемуся с авангардом, так и искушенному — погрузиться в хитросплетения художественной жизни начала ХХ века, пройти жизненный и творческий путь выбранного персонажа, по-новому взглянуть на авангардные произведения и понять, как зарождалось новое искусство 100 лет назад. Специальный проект доступен по входному билету на выставку и рекомендован для зрителей старше 10 лет. Центральная тема выставки — история одного из наиболее ярких этапов деятельности Казимира Малевича по созданию новаторской школы авангардного искусства: от формирования объединения УНОВИС («Утвердители нового искусства») в Витебском художественном училище, куда Малевич был приглашен преподавать в 1919 году, до периода постсупрематизма 1930-х, когда около мастера остались только самые верные ученики. Трактат «Мир как беспредметность», написанный Казимиром Малевичем в 1921–1922 годах, подвел итог более чем десятилетней живописной эволюции художника. Супрематизм стал одной из основ авангарда, глобально определил путь его развития, сделал его уникальным и неповторимым, а для учеников и последователей мастера теория беспредметности превратилась в своего рода религию. Одним из главных источников информации о зарождении и развитии супрематизма являются дневники ученика Малевича, художника Льва Юдина, впервые опубликованные в 2017-м Ириной Карасик («Лев Юдин. “Сказать — своё…” Дневники. Письма. Документы. Свидетельства современников»). С опорой на исторические документы кураторы прослеживают формальные и неформальные связи художников, стремясь заполнить фактологические лакуны и детализировать представление о круге Малевича. Экспозиция представляет три периода: • от Витебской художественной школы до основания УНОВИСа и роста его популярности в 1919–1921 годах; • создание Государственного института художественной культуры (Гинхук, 1922) в Петрограде и становление научной работы в институте под руководством Казимира Малевича; • после закрытия Гинхука в 1926 году, когда супрематизм и другие авангардные направления становятся объектом обвинений в формализме и вытесняются официальным советским искусством. К выставке издан каталог, статьи для которого подготовлены британским историком искусства и президентом Общества Малевича Кристиной Лоддер, историком искусства и автором-составителем «Энциклопедии русского авангарда» Андреем Сарабьяновым, профессором Института искусства Курто в Лондоне Натальей Мюррей, историками искусства Ириной Карасик (Государственный Русский музей) и Татьяной Горячевой (Государственная Третьяковская галерея).
  • Мир как беспредметность. Рождение нового искусства – афиша
  • Мир как беспредметность. Рождение нового искусства – афиша
  • Мир как беспредметность. Рождение нового искусства – афиша
Живопись, Классическое искусство
0+

Как вам выставка?

Отзывы

8
Барт Малеев
1002 отзыва, 1034 оценки, рейтинг 1820
1 ноября 2022
Интересно, эмоционально и все еще вызывающе...

Тщательно подобранная выставка работ российских, советских авторов, разрабатывавших авангардный, символический и иные творческие методы, которые бы позволяли бы отойти от прямого изображения сущего. Причем экспозиция создана в виде хроники, ретроспективы - от пары вполне реалистичных и даже изящных автопортретов Юделя Пэна - витебского учителя рисования, в школе которого постигали азы живописи Малевич и Шагал - до самого отъявленного супрематизма... Очень интересно, эмоционально и все еще довольно вызывающе. Выставка - отличное подтверждение теории об истоках и причинах подобного современного искусства и его связи с запретами Торы изображать сущее. Об этом стоит почитать в "Завораживающих детальках".

6
0
6
Наиль
14 отзывов, 72 оценки, рейтинг 15
7 февраля 2023

Познавательно, но не более... Примерно на троечку по пятибальной системе.
Есть такой старый анекдот, что "все, что без любви — грех". Такое ощущение, что авторы проекта делали его без любви к тем, о ком пытаются рассказать...
Взять даже анонс выставки. Для которого на сайте Афиша ру организаторы предоставили изображение двух картин Шагала ("Интерьер с цветами" и "Вид в сад /Интерьер на даче/") и "Супрематизм" Малевича.. Ожидаешь, что на выставке будет примерно такая же пропорция. Но нет. Шагал практически на этом и заканчивается (есть еще "Метельщик" /1913/ и "Над Витебском" /1914/). Ведь выставка рассказывает не о Шагале, а историю УНОВИСа и ГИНХУКа. А картины Шагала организаторы выставки, по-видимому, посчитали самыми заметными произведениями, представленными в экспозиции (но при этом к идее экспозиции имеющими сильно опосредованное отношение).
Идея выставки построена вокруг дневников Льва Юдина, цитаты из которого стали эпиграфами к отдельным разделам выставки. Цитаты похожи на лозунги, они именно так и оформлены, хотя на самом деле принадлежат юноше, который в дневниковых записях пылко восхищается работами своих друзей...
В общем, такое ощущение, что форма не соответствует содержанию. И если вспоминать о любви и том старом анекдоте, цитата из которого приведена в начале... Выставка организована при содействии "Ельцин Центра". Трудно ждать, что при их содействии кто-то начнет рассказывать о советском искусстве и людях, которые его создавали, с любовью...

2
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все