Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка в Москве
Цветы, любовь, деревня, праздность… В.Л. Пушкин и усадебная культура его времени

Дом-музей Василия Львовича Пушкина, закончилась 31 января 2023
О выставке
«Есть милая страна», – писал Е.А. Баратынский о своей подмосковной усадьбе Мураново. Дворянская усадьба – это действительно целый мир, феномен нашей истории и культуры. Она представляла собой социально-административный, хозяйственно-экономический, архитектурно-парковый и культурный центр. В отличие от городской застройки строительство в загородных частных усадьбах не регламентировалось государственными структурами. Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельца, которые выражались в обустройстве усадебного дома, в разбивке садов и парков, в создании художественных, научных и иных коллекций, в собирании фамильных архивов и библиотек. Поэтому усадьба представлялась идеальным местом, где, уподобляясь творцу, владелец реализовывал собственные творческие амбиции. Здесь заказчик раскрывался как многогранная личность, демонстрируя свои вкусы и семейные добродетели, с одной стороны, и свои заслуги перед Отечеством, перед обществом – с другой. Усадьба стала тем местом, где тесно переплелись идеи государственного служения и частной жизни, превратив пространство загородного поместья в сложную смысловую структуру. К понятию «государственное» тяготела обычно парадная часть усадьбы: главные въездные ворота, парадные залы, регулярная часть парка вокруг главного дома – все то, что было принято демонстрировать гостям в первую очередь. Частное раскрывалось в небольших по размеру покоях, камерных домашних портретах, аллеях, посаженных в честь какого-нибудь знаменательного семейного события, в маленьких павильонах, в дальних укромных уголках пейзажного парка. Частное по преимуществу было обращено к чувствам человека, а государственное – к разуму. Считалось, что жизнь в усадьбе должна быть наполнена гармонией мыслей и чувств. Человек становился частью природной среды, которая его окружала. Он должен был заниматься посильными трудами, связанными с возделыванием сада. В этом виделось подражание первым людям, Адаму и Еве, до их грехопадения. Одним словом, в усадьбе была спроецирована вся жизнь человека в ее зримых материальных и духовных проявлениях. По словам поэта И.В. Долгорукова, в усадьбе хозяева умели «на десятине снять экстракт вселенной всей». В.Л. Пушкин не имел своей подмосковной, хозяйством не занимался, но с удовольствием посещал загородные имения друзей и знакомых. Он видел лишь праздничную сторону усадебной жизни: гуляния по парку, обеды, театральные представления (непременным участником которых был сам Василий Львович), балы, ужины, иллюминации, фейерверки. И все же любая усадьба – «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», – по словам А.С. Пушкина. Здесь Василий Львович находил дружеское и творческое общение с людьми, близкими ему по духу. На выставке представлены такие усадьбы как Архангельское (имение Юсуповых), Остафьево (Вяземских), Люблино (Писаревых), Марфино (Салтыковых), Ильинское (Остерман-Толстых), Покровское-Валуево (Мусиных-Пушкиных), Ольгово (Апраксиных). Расширяют представления об облике архитектурных и садово-парковых ансамблей виды и интерьеры и других усадеб. Они же создают атмосферу усадебного дома. Виды усадьбы – жанр чрезвычайно популярный в XVIII – первой половине XIX века. Графические виды парка и интерьеров усадьбы дополняли любую изобразительную коллекцию.
Фотография, Графика, Классическое искусство

Как вам выставка?

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все