Выставка в Москве

Выставка в Москве Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия

Музей изобразительных искусств им. Пушкина, до 31 мая

Выбор «Афиши»
7.6
© пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
1/15

Ремейк выставки 20-летней давности, дополненный научными открытиями

Масштабная выставка, посвященная Древнему Египту, заняла почти все Главное здание Пушкинского музея. Впервые посетители увидят все десять мумий из собрания музея. Также на выставке представлены саркофаги, погребальные пелены, скульптуры, фаюмские портреты и маски — всего более четырехсот экспонатов, связанных с погребальными практиками и верой древних египтян в загробную жизнь. Выставка получилась еще масштабнее той, что в музее проводили 20 лет назад. Более того, в экспозиции рассказывают о последних научных исследованиях мумий, которые провели в Курчатовском институте с помощью цифровых технологий. Ученые увидели их скелеты и механизм пеленания, узнали пол, возраст и выяснили, что мумии не соответствуют своим саркофагам. Скорее всего, это проделки антикваров XIX века, жаждущих подороже продать экспонаты.

Место проведения

Стоит увидеть
Познавательно
Актуально
9Обязательно смотреть!

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась большая выставка «Искусство бессмертия. Мумии Древнего Египта», в которую вошло более 400 памятников из египетской коллекции музея. В основе проекта – завершение проекта изучения мумий Курчатовским институтом.

Выставка замечательная, я настоятельно рекомендую всем обязательно на ней побывать. Она занимает Белый зал, анфиладу и зал, завершающий анфиладу на втором этаже. Посетителей встречает в белом зале саркофаг Маху – один из шедевров собрания В.С. Голенищева, эпохи Аменхотепа III, черный из-за слоя покрывающей его смолы, с золотыми лентами и невероятно живым лицом. Античные колонны зала скрыты конструкциями, напоминающими колонны Карнака, а сам саркофаг Маху стоит на переливающейся золотом ленте, «текущей» по залу нильскими водами. Правая часть зала – это маски, фрагменты гробов, предметы погребального инвентаря; слева выставлены на очень эффектном фоне цвета тусклого золота расписные гробы. За Маху, скрыты в апсиде зала, в полутьме, сами мумии, вновь саркофаги, погребальные папирусы, масса изображений божеств, связанных с загробным миром. Многое взято из экспозиции египетского зала ГМИИ, но и вещей из фондов немало, причем и тех, которым самое место в постоянной экспозиции.

Правую сторону анфилады второго этажа занимают очень хорошо выставленные фаюмские портреты, левую – ячейки эдакого «кабинета диковин», наполненного амулетами, канопами, масками саркофагов, скульптурой, объединенного верхним фризом, выполненным по мотивам египетской «ложной двери». Анфилада переходит в зал, в котором конструкции воссоздают египетскую гробницу – сначала заупокойную часовню, а потом и саму погребальную камеру. В первой – рельефы, стелы, жертвенники и статуи, во второй – мумии священных животных, одна из человеческих мумий, масса амулетов и предметов, связанных с концепцией человеческой сущности в Древнем Египте.

Еще один зал, в который вы входите из «гробницы» — это темное пространство, где лежат две мумии, в том числе, хорошо известная «мумия жреца Хор-Ха», которая многие годы экспонировалась в египетском зале музея. Великолепная мультимедийная инсталляция показывает не только весь процесс их сканирования – слой за слоем – но и демонстрирует реконструкцию – «ожившие» образы мужчины и девушки смотрят на посетителей, словно возродясь на мгновение к жизни, и исчезают. Оказалось, что именно женскую мумию в музее знали более века как «жреца Хор-Ха». Когда произошла путаница – в древности или же во время приобретения мумии – неизвестно.

Важная особенность выставки заключается в том, что многие хорошо известные памятники – тот же саркофаг Маху или великолепные статуэтки жреца Аменхотепа и его жены Реннай включены в ней в новый контекст и смотрятся много лучше, чем в основном египетском зале, который в 2012 году почти погиб от ужасного, агрессивного синего цвета стен. Он поглотил памятники, а здесь, на выставке, тонкое сочетание оттенков золота, кофе, белого выгодно оттеняют вещи, заставляют посмотреть на них совершенно иначе. Вы увидите многие прекрасные вещи из фондов, например, потрясающую маску мужчины с крылатым солнечным диском на лбу или заупокойные папирусы, включая абсолютный шедевр – папирус жрицы Джедисетиусанх.

Минусы выставки – почти нечитаемый этикетаж, лежащий на уровне ног. В темных зонах его не разглядеть вообще. Части этикетажа пока еще, увы, нет, в части этикеток есть, к сожалению, неточности. Не все хорошо со светом и в левой части анфилады, где отличную мелкую пластику, бронзовую, разглядеть почти невозможно.

В основном египетском зале на месте изъятых вещей есть эффектные замены, либо вещи в витринах поставлены более разреженно. Увы, у «новых» вещей во многих случаях стоят старые этикетки к совершенно другим предметам, ушедшим на выставку. Зал греко-римского искусства Египта опустел совсем; вместо древних памятников там проходит выставка некоей современной художницы Ирины Затуловской, абсолютно неуместная в ГМИИ. Имитация черепков, абсурдные и банально малоэстетичные объекты выставлены, как части инсталляции в виде довольно уродливой ступенчатой пирамиды. Некоторые подлинные вещи, которые туда включены, смотрятся заложниками т.н. «современного искусства».

Впрочем, основную выставку «Искусство бессмертия» все это никак не портит. Очень рекомендую сходить, погрузиться в мир древнего Египта, поразмышлять о человеке и его творениях. К выставке издан симпатичный объемный каталог, о котором я расскажу подробнее отдельно.

Дизайн выставки: Анна Каменских; кураторы: О. Васильева, О. Дюжева

Виктор Солкин, египтолог

2 марта 2022
9По поводу людей в первый раз в

Про меня так как в этом случае я бы хотела уточнить

20 мая 2022
3

Посетили сегодня выставку посвящённую Египту в Пушкинском музее. В общем, взяли Египетский зал постоянной композиции и сделали из этих же экспонатов ( ну может дополнив из запасников еще чуток) выставку. То есть, раньше люди могли посмотреть все это в залах за обычную стоимость, а теперь все тоже самое, но дороже. Но не это самое плохое. Сейчас тренд на выставках делать приглушенное освещение. Настолько слабое, что читать информацию на настенных стендах невозможно, также невозможно читать подписи к экспонатам. А конкретно на этой выставке, самые интересные мумии лежат за оградой в очень темном месте, и еще и отсвечивает от стекол. Нереально их даже увидеть, не то что рассмотреть. В общем, советую дождаться окончания выставки и уведеть все тоже самое в удобном и красивом Египетском зале музея.

19 мая 2022
Стоит увидеть
Познавательно
10идити!


В детстве очень любила фильм "Мумия"(1999) и, конечно, увидев эту выставку, решила на нее сходить. Очень большая экспозиция, которая заняла почти все здание. И масштабы просто поражают.

Нам показывают не просто мумий и саркофаги, но и объясняют что, как и почему, как трансформировались традиции мумифицирования.

Особенно в какой-то момент поразили фаюмские портреты. Где Египет,а где портреты? И это просто потрясающе.

15 апреля 2022
2

Абсолютно не стоит своих денег: площадь под выставку выделена маленькая, так как и армия экспонатов мало, все однообразно и скучно, одним словом смотреть не на что. Судя по всему, в ближайшее время только такие выставки у нас и будут.

10 мая 2022
Все отзывы
Куда пойти на майских: выставки в Москве
Куда пойти на майских: выставки в Москве
Куда пойти на майских: выставки в Москве
Выставки апреля для детей
Выставки апреля для детей
Выставки апреля для детей
10 выставок весны в Москве: Целков, Кошляков и мумии
10
выставок весны в Москве: Целков, Кошляков и мумии
10 выставок весны в Москве: Целков, Кошляков и мумии
7 выставок этой весны для детей и подростков
7
выставок этой весны для детей и подростков
7 выставок этой весны для детей и подростков
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость