Выставка – первый этап трехчастного проекта «Названо Вазари», объединяющего экспонаты из коллекций Пушкинского музея и произведения современного искусства. Проект, как и одноименный фестиваль, который проводится в Арсенале с 2014 года, назван в честь знаменитого итальянского художника, архитектора, историка искусства Джорджо Вазари (1511–1574). Его книга «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) стала точкой отсчета для всей современной науки об искусстве. Вазари впервые предложил деление истории искусства на три больших периода, которым и посвящены три части проекта, – «Готика», «Ренессанс» и «Маньеризм».
«Названо Вазари» – первый пример нового подхода к организации проектов в филиалах Пушкинского музея. Основой выставок станут экспонаты из коллекции музея, которые будут переосмыслены и соединены с произведениями современного искусства таким образом, чтобы идеально вписаться в контекст города и региона, где они демонстрируются.
Первым этапом проекта станет выставка о готике – эпохе, которая Вазари представлялась варварской.
Со времен Вазари в мировой культуре укоренились стереотипы о мрачных, Темных веках, но ими не ограничивается сегодняшнее представление о Средневековье. Это была эпоха строительства городов, становления университетов, инженерного и архитектурного новаторства, творческих прорывов во многих областях науки и культуры.
Некоторые реалии средневекового общества созвучны тому, что происходит с человечеством сегодня, и средневековые мотивы нередко возникают в работах современных художников. Именно поэтому стало возможным объединить в одном проекте экспонаты из фондов Пушкинского музея и произведения современного искусства, которые помогут зрителю совершить путешествие во времени.
Выставка разворачивается в двух пространствах: в «Базилике», метафорически представляющей духовную жизнь средневекового человека, и на «Площади», которая становится местом социальных взаимодействий. В «Базилике» выставлены произведения из коллекций Пушкинского музея – прежде всего, редкие предметы из собрания скульптуры, часть которых впервые будет продемонстрирована широкой публике, а также несколько слепков, отсылающих к готической эпохе. В диалог с памятниками прошлого вступают работы современных художников, тонко и деликатно интерпретирующие образы духовной жизни Средневековья. Диалог продолжается на «Площади», где в произведениях современного искусства предстают характерные типажи средневекового общества, с которыми зритель может себя соотнести.