Направление формирования советского отдела музея было задано руководящей политикой партии в области искусства. В музей поступали лучшие, наиболее типичные произведения искусства социалистического реализма — как местного уровня (краевые выставки АХРР, областные художественные выставки) так и столичные — от Министерства культуры РСФСР И СССР. Определенная часть работ была приобретена самим музеем у автора. В первые годы советской власти многим художникам приходилось перестраиваться в соответствии с новыми требованиями. Так произошло с «бубнововалетовцем» В.В. Рождественским, написавшим в 1925 году большое полотно «Жатва» для выставки «Жизнь и быт народов СССР». Картина как бы вобрала в себя многочисленные реминисценции русской живописи начала ХХ века — вплоть до крестьянских жанров К.Малевича. К 1920-1930-м годам относится творчество Н.И. Плеханова, уроженца Самары, учившегося у Д.Н. Кардовского и В.Н. Яковлева, впоследствии работавшего реставратором Москве. Его обширное творческое наследие поступило в музей в начале 1970-х гг. В картинах Плеханова привлекает сочетание некоего наивного реализма и подчеркнутого стремления к академической «солидности». Пейзажи, жанры явственно отражают особый колорит времени («У изгороди», «Сумерки»).