В Российской академии художеств открывается выставка произведений заслуженного художника РФ, академика Российской академии художеств, профессора Николая Михайловича Вдовкина и почетного члена Российской академии художеств Екатерины Николаевны Вдовкиной – представителей знаменитой российской творческой династии художников - эмальеров. Экспозицию составят более 50 станковых произведений нескольких последних лет, выполненных в технике горячей эмали, демонстрирующих главное направление творчества мастеров, вектор их авторских исканий и одну из граней интереснейшего явления современного искусства.
История искусства эмали насчитывает многие столетия. С древнейших времен эмаль использовалась не только как прекрасный материал для украшения ювелирных и декоративных изделий, но и как материал изобразительного искусства. Достаточно вспомнить знаменитые византийские, лиможские или китайские произведения. Заказчиками работ была церковь, дома знатных вельмож. На Западе и на Востоке из эмали создавали целые ансамбли. В России ее расцвет связан с творчеством художников Усолья, Великого Устюга, Ростова Великого, деятельностью мастерских и монастырских школ росписи по эмали, развитием портретной миниатюры. Новый подъем искусства эмали возник в конце XX века, когда она оказалась в центре новаторских художественных поисков. Обращаясь к богатейшему культурному наследию и опыту мастеров прошлого, современные художники избрали путь создания уникальных авторских работ, применяя древнейшую технологию в станковой и монументальной формах искусства, искали пластические и технические приемы, свой образный строй.
Эмали Вдовкина близки к живописи. Только роль связующего здесь выполняет огонь. Художник пользуется широкой палитрой эмалей высокого и низкого обжига, дающих различную поверхность: блестящую и матовую, гладкую и фактурную. Комбинированная техника помогает получить не только нужную фактуру, но нередко дает новый художественный результат. В изобразительном решении произведений главную роль играют декоративная выразительность силуэта и колорита. Любимый формат эмальерных произведений художника - панно в размере станковой картины, позволяющей вести доверительный разговор со зрителем. С годами авторский стиль достиг такого уровня мастерства, что для него практически не осталось малодоступных тем и сюжетов. Его работы отличаются новизной и выразительностью образов. Н. Вдовкина привлекают сюжеты с подчеркнуто символическим значением. Мир, созданный художником, наполнен игрой, парадоксами. Постоянные темы его творчества – любовь, борьба добра и зла, природа, космос, мировое пространство. Большинство работ имеют философское звучание («Два поколения»). Во многих работах глубина образа достигается соединением сакрального и мирского («Материнство», «Парижская мадонна»).
Художественные традиции семьи продолжает дочь Екатерина Вдовкина. Сюиты станковых эмалей отца и дочери – диалог двух поколений, и в более широком плане – перекличка эпох, в их непрекращающемся самопознании, художественном постижении смысла бытия.