Выставка «Сломанный куст» продолжает серию совместных проектов галереи MYTH (Санкт-Петербург) и галереи Iragui (Москва) — первым партнерским проектом стала выставка Лизы Бобковой «Мне все время снится катастрофа» на площадке Iragui. Теперь MYTH выступает принимающей стороной и представляет новые работы художника, уже зарекомендовавшего себя на международной арт-сцене.
Проект Петра Кирюши суммирует отношения современного человека с хаосом. С одной стороны, хаос — это состояние полной свободы, с другой — отсутствие четких границ, в том числе собственного «я» человека. Романтизация хаоса и свободы девяностых и нулевых все еще преследует нас десятилетия спустя. Неужели мы больше не способны бросить вызов обществу, сложившейся картине мира, самим себе, во имя свободы?
Наше настоящее, по словам художника — это «состояние, когда ты находишься в комфортной среде и смотришь за тем, что происходит за ее пределами; ты не можешь или не хочешь там находиться, но что там — интересно». Это выстраивание новых взаимоотношений как с хаосом, так и со свободой, чему посвящены серии живописных работ, представленных на выставке, а также серия микроновелл — своеобразная картография ощущений последних лет.
Серия пейзажных работ описывает опыт взаимодействия человека с хаосом. Наше «я» — это веки, которых мы не замечаем, пока смотрим что там, за окном или за забором. Неразграниченная территория, ничья земля, манит свободой, но в то же время пугает своей чужеродностью. Невидимый субъект ведет борьбу с хаосом, раскидывая сети заборов, улиц и тропинок, и через границы и контуры определяет себя и предъявляет зрителю. Мерцающий контур охватывает часть пространства, сужается, исчезает и появляется вновь. В этом принципиальная разница между бумагой и холстом — в количестве расширений и сжатий, в количестве слоев. Свобода здесь не в бесконечном заполнении пространства, а в возможности делать бесконечное количество ошибок и каждый раз начинать заново, по-другому. Так же и с ничьей землей: сделать ее чьей-то — значит упустить все другие возможности ее использования. Люди на портретах Петра Кирюши никогда сами на себя не похожи. В портретах художника портретируемые видят не свой собирательный образ, а одну из бесконечного количества версий себя.
Серии работ про грибы и про Францию сюжетно объединяются историей о том, как на ничьей земле, в лесах, местные жители воспроизвели первые шаги эволюции человека, на личном опыте узнав, какие грибы съедобные, а какие нет. Популяции людей и грибов стали вновь взаимодействовать друг с другом, преодолев культурный барьер. Долго существующие в одинаковых условиях симбиотические системы, так же как и долго существующие, созданные человеком пространства, например города или сельскохозяйственные угодья, расползаются по поверхности Земли и в пейзаже видятся как линии. В территориях с более молодой культурой все больше похоже на точки.
Одна из новелл объясняет, откуда берется название «Сломанный куст». Для латышского saplīsa krūms — словосочетание, не соответствующее норме языка и поэтому обладающее не до конца понятным значением. Подобные конструкции — это хора или ничья земля языка (а в самом первом значении слова — огороды жителей античных полисов за городской чертой), это тысячи придуманных нами слов или словосочетаний, ждущих своего значения и в то же время исчезающих из нашей памяти.
Искусство, политика, мы сами — все определяется нашими отношениями с хаосом. Эти отношения постоянно меняются, формируя все новые и новые области мышления и опыта, как будто мы протаптываем новые тропинки в лесу. Какова должна быть ширина тропинки, чтобы этот лес не исчез? Сколько нужно человеку свободы, а сколько — порядка? Ответ на этот вопрос у каждого свой — как и восприятие искусства, и все меняется с течением времени.
Александр Журавлев