Иван Алексеевич Кудряшов (1896–1972) — живописец, график, супрематист, крупнейший представитель космизма в искусстве прошлого века, создатель собственного варианта абстрактного искусства, педагог. Международный музейный проект, посвященный юбилею Ивана Кудряшова, — первая и наиболее полная ретроспектива произведений одного из ярких мастеров русского авангарда. Это выставкаисследование искусства художника, чья творческая судьба неординарна и одновременно характерна для понимания истории отечественной культуры ХХ века, полной взлетов и человеческих драм.
Кудряшов принадлежал к поколению художников, искренне откликнувшемуся на революционные преобразования. 1919–1921 годы стали для мастера началом невероятного творческого эксперимента, развивавшего художественные концепции его учителей во 2-х Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ) — Казимира Малевича и Натана Певзнера. Он включился в реформирование искусства страны в качестве посланца Наркомпроса, миссионера-инструктора авангардистских мастерских в Оренбурге, где организовал филиал «партии художников» Уновис (Утвердители нового искусства), создал масштабные проекты живописного оформления местных театров, трактуя их как образы супрематической Вселенной.
Все созданное Кудряшовым долгие годы не покидало стен его комнаты. В начале 1960-х творчество художника заново «открыли» московские коллекционеры Георгий Костаки и Александр Мясников, приобретя около десятка полотен и рисунков художника для своих собраний. Внимание Костаки сделало раннее творчество Кудряшова востребованным, и в 1968 году одну из супрематических акварелей художника приобрела Третьяковская галерея. В 1970-м в парижской галерее Жана Шовлена состоялась небольшая персональная выставка мастера, а вскоре сообщение о поступлении рисунка Кудряшова в дар Центру Жоржа Помпиду опубликовал «Бюллетень Лувра».
В наши дни творческое наследие мастера неравномерно распределено между музеями четырех стран: России, Узбекистана, Греции и Франции. Благодаря трудам Игоря Савицкого, художника, искусствоведа, создателя и первого директора Музея искусств в Нукусе, там сосредоточена самая значительная коллекция произведений Кудряшова, раскрывающая творческий путь мастера — от самых ранних натурных зарисовок времен учебы в Строгановском училище до композиций «возвратного» супрематизма начала 1970-х. Важнейшим достижением выставки в Третьяковской галерее является показ в экспозиции значительного корпуса работ художника из коллекции этого музея.
Выставка состоит из нескольких разделов, включающих в себя живопись, графику, сценографические произведения художника, а также архивные материалы. В одном из залов представлен объемный макетреконструкция супрематической росписи Кудряшова для Оренбургского городского театра, переименованного в октябре 1920 года в 1-й Советский театр. Также впервые демонстрируется большой блок неизвестных ранее документов, включающий переписку членов Уновиса (Витебск — Оренбург), произведения которых представлены в экспозиционном пространстве. Решение показать рядом работы художника и его соратников связано со 100-летием проведения объединенной выставки трех уновисских центров (Витебска, Москвы, Оренбурга), состоявшейся в июне 1921 года в Москве.
Важное место в экспозиции отведено произведениям, отразившим реальные достижения первопроходцев освоения космоса (1957–1960-е). Успехи советской космической программы стали для Кудряшова подтверждением его художнической правоты.