Томас Деманд. Зеркало без памяти







Картонные макеты как размышление о мире и ремесле
Выставка немца Томаса Деманда открывается проектами с архитектурными бюро и кинематографистом Александером Клюге — в формате плавных белых макетов и парящих кинопавильонов. Однако главный прием художника — это создание точных картонных копий реальных фотографий. Кропотливо созданные макеты фотографируются и уничтожаются. Получившиеся же снимки становятся дополнительным звеном остранения по отношению к своим сюжетам: в каталоге Деманда значатся теракты и катастрофы, повседневные скетчи, обязательные диалоги с классиками, размышления о собственном ремесле, мимезисе и экологии — все точно по методичкам прогрессивного галерейного искусства.
Очень интересная выставка. От фотографии ожидаешь, что она документирует реальность "как она есть", то есть неизбежно отражая в кадре множество случайного, избыточного, как это происходит при естественном взгляде на мир. А тут с одной стороны это фотографии, а с другой - фотографии макетов. Все в них рукотворное и ничего случайного. Но макеты очень близкие к реальности. Но все же... И вот в этой точке разлада между ожиданием и реальным опытом происходит перенос внимания с объекта этих фотографий на их восприятие. И именно оно - собственное восприятие - стало для меня главным объектом этой выставки, предстающим всякий раз немного в ином ракурсе по мере перехода от фотографии к фотографии. Получается медитация. Про фотографию. Про реальность. Про объект искусства. Про универсальное и частное в нем. И многое другое. Рекомендую как опыт, углубляющий отношения с искусством.