Москва
8.4

Выставка в Москве
ВХУТЕМАС-100. Школа авангарда

Музей Москвы, закончилась 11 апреля 2021
Масштабная выставка к 100-летию главного творческого института страны

2020-й — год столетнего юбилея Высших художественно-технических мастерских, главного института дизайна ранней советской эпохи, определившего как визуальные тренды эпохи, так и образовательные тенденции в своей сфере. По случаю круглой даты в Музее Москвы была подготовлена выставка об истории ВХУТЕМАСа, включающая в себя огромное количество артефактов, созданных в его стенах: от живописи и скульптуры до графического дизайна и мебели. Отдельные залы посвящены существовавшим в институте факультетам, от производственных вроде текстильного и полиграфического до художественных: архитектурного, скульптурного и живописного. Не обошлось и без внимания к отдельным фигурам, связанным с институтом, включая Александра Родченко и Любовь Попову.

  • ВХУТЕМАС-100. Школа авангарда – афиша
  • ВХУТЕМАС-100. Школа авангарда – афиша
  • ВХУТЕМАС-100. Школа авангарда – афиша
  • ВХУТЕМАС-100. Школа авангарда – афиша
  • ВХУТЕМАС-100. Школа авангарда – афиша
Дизайн, Декоративно-прикладная, Архитектура, Живопись, Графика

Как вам выставка?

Отзывы

9
ramsh1983
2 отзыва, 13 оценок, рейтинг 13
28 января 2021

Не пора ли сбросить авангард с корабля современности? (выставке К 100-летию ВХУТЕМАСа посвящается...)

Открытие выставки в музее Москвы – замечательная инициатива кураторов: историков, культурологов, искусствоведов. О том, какую революционную роль сыграл ВХУТЕМАС в реформе художественного (и не только!) образования, сказано более чем достаточно – и на самой выставке, и в подкасте Арзамаса, предварявшем ее открытие. Я скажу о другом.

После визита на экспозицию сомнения, давно терзавшие меня, только укрепились. Архитектура русского авангарда выглядит оторванной от жизни – но проблема в том, что никакой традиции национальной архитектуры толком и не было. А архитектура без традиции выглядит так, как эти летающие дома-станции - бессмысленно и беспощадно. Да, что-то аутентичное у нас было: деревянное зодчество, шатровые храмы, терема. Но в целом, вклад в мировую архитектуру ничтожно мал. Самобытной архитектуры мы так и не родили – и это не случайно.

Архитектурная традиция прорастает из национальной культуры, из земли и духа. Не воспитав это в себе, трудно сделать что-то важное. Беспомощные поделки вхутемасовцев типа летающего города показывают: нам ещё только предстоит изобрести свою традицию и свой стиль. И тут, конечно, авангард может быть в помощь. Но в настоящий момент мы находимся где-то в арьегарде архпроцесса: мировые звёзды опираютсся на русскую живопись, немного на философию, но точно не на архитектуру.

За всем этим стоит более глобальная проблема – идеологическая. Большевизм оборвал процесс эволюции русского сознания, в том числе культурного и эстетического. В чем-то он, разумеется, наследовал православной соборности и идеологии коллективизма (общины). Но в начале двадцатого века секуляризация уверенно шагала по стране. Мы проходили ментальную трансформацию, освобождаясь от морока царизма и холопского сознания. Самодержавие, православие, народность – это уваровская формула должна была остаться в девятнадцатом столетии... Должна была, но не осталась. Не случайно ВКП(б) в народе иронично расшифровывали как второе крепостное право (большевиков). Сталин очень любил эстетику русского военного монархизма – не случайно даже в одежде подражал Александру Третьему. И его тяга к имперской помпезности в архитектуре тому подтверждение.

Но причем тут Вхутемас и авангард, которые являются визитной карточкой бурных двадцатых? Я считаю, что бомба, взорвавшая Вхутемас, была заложена в его конструкцию сразу же при создании. Лично меня авангард напрягает и пугает своим демонстративным презрением к человеку и человеческому. Только масштаб, только коллективное. Форма, а не душа.

В футуристичной коллективистской эстетике – в архитектурных фантазиях и скетчах не меньше, чем в реализованных проектах конструктивизма – весь этот потенциал насилия сфокусирован предельно четко. То есть без двадцатых тридцатые бы не возникли. В этом смысле мне нравится подход известного дизайнера Александра Загорского, который говорит, что нам нужен человеческий дизайн, человеческая архитектура, а не все эти фантомные фантазии на тему городов будущего и /или византийского ренессанса, что при внешней разнице эстетике суть одно и то же. И внутри - антигуманистично.

Говорят, что большевики включили социальные лифты... Но в этом мне видится и проблема - на этих лифтах поехали те, кто к этому не готовы. Фактически у них не было ни кругозора, ни времени научиться, чтобы делать что-то важное и большое. Часто это было люди, изначально принявшие, что из политических оппонентов можно делать отбивную, расстреливать и стирать в порошок. Кто-то просто закрыл глаза на происходящее, кто-то активно принял, а кто-то был на тот момент юн, не зрел и пользовался всем этим хаосом как лифтом.

И эта незрелость тоже очень чувствуется в их произведениях. Из-за отличий в идеологии прежде всего предметы, к примеру, родственного Баухауса востребованы до сих пор (в эволюционировавшем виде) - от кресел и столов до крупных архитектурных форм. А сейчас мы оказались в ситуации, когда надо снова наводить мосты, изобретать национальную архитектуру, а с ней и весь уклад весь, возвращаясь к традиции, к единому потоку.

Поэтому пора бы русской интеллигенции перестать превозносить и бесконечно переосмыслять авангард. Самое время сосредоточиться на настоящем моменте, направив творческие усилия, вдохновение и здоровые амбиции в проект новой русской архитектуры, которая организует города, свободные от насилия.

7
0
10
ИВАН СМИРНОВ
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 3
1 февраля 2021

Очень запоминающаяся и яркая. Большое пространство.

2
0
10
Анна Фенстер
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
13 февраля 2021

Мне очень понравилось эта выставка не только обилием работ в различных техниках, но и структурированностью презентации работ учеников ВХУТЕМАСа. Даже если человек, пришедший на выставку, впервые узнаёт о существовании такого заведения, он сможет быстро разобраться во всем, что ему будет интересно. В залах спокойная, творческая атмосфера, что позволяет полностью погрузиться в историю ВХУТЕМАСа
При входе в зал представлены факультеты и преподаватели в разные года в них, далее - экспозиция работ по залам в самых различных направлениях и техниках - графика, архитектура, текстильный дизайн, иллюстрация и т.д. Больше всего мне понравились работы печатных техник и дипломные работы студентов.
Эту выставку стоит посетить, вы получите культурное и историческое удовольствие!)

1
0
8
Дарья Мишина
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
13 февраля 2021

Довольно интересная выставка, повествующая о развитии отечественного дизайна. Действительно любопытно наблюдать, как менялись работы студентов, что на них влияло и что следовало далее. Залы разделены тематически на разные факультеты. Все структурировано и понятно. На выставке также присутствуют аудио и видео экспонаты, что еще больше погружает в те времена. Представлена большая коллекция разных работ, от плакатов до полноценных скульптур. На выставку стоит придти и людям любящим историю искусств и тем, кто ее терпеть не может. Ведь там, даже не вникая в историю, можно посмотреть на интересные и смелые проекты советских дизайнеров. Только будьте готовы потратить минимум 1,5 часа для просмотра всех залов. Я крайне рекомендую посетить эту выставку!

1
0
9
Alexandra Ivanova
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
13 февраля 2021
Стоит того, чтобы посетить!

Выставка, показалась мне основательной и цельной, отражающей большинство стадий зарождения и развития отечественного дизайна. Во всех изделиях, скульптурах и картинах ощущается дух новаторства и креативности. При этом чувствуется , что и к традициям относились с большим пиететом. Выставка начинается с рассказа о мастерских. Это очень важная часть, так как понимание условий, в которых работали студенты, позволяет воссоздать полноценную картину того времени. Далее мое внимание привлёк раздел посвященный текстилю. Экспозиция состояла из оригинальных, ярких принтов с абстрактными мотивами. Внимания заслуживает и зал с мебелью и предметами интерьера. Здесь можно увидеть всевозможные образцы шкафов и светильников, кресел и стульев , а также неординарные решения для общественных и жилых интерьеров. Ну и последний , не менее интересный раздел выставки, который я посетила - это архитектурные планы и проекты, которые можно очень долго и увлечённо рассматривать.

1
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все