Впервые в столь крупном масштабе музей продемонстрирует разнообразные усадебные коллекции: живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, архивные материалы – всего более 400 предметов из собственного музейного и частных собраний.
Задача проекта – обратиться к культурному наследию усадеб как к феномену, не утраченному благодаря музеям, приоткрыть завесу над событиями послереволюционных лет и отдать должное людям, это наследие сохранившим.
В живописную часть экспозиции вошли полотна западно-европейских мастеров XVI-XIX вв., фламандских и итальянских живописцев, работы «малых голландцев», гравюры Пиранези и Франческо Бартолоцци, графика Александра Молинари и Евгения Лансере. Столь же обширно будут представлены портреты представителей знаменитейших родов России – прославленных полководцев, государственных деятелей и членов их семей.
Масштабную часть выставки составляют коллекции фарфора и стекла: фарфоровые изделия Мейсенской фарфоровой, Берлинской королевской, Венской королевской мануфактур, редкие образцы фарфора Франкенталь, предметы производства Императорского стеклянного завода, образцы Гжельской керамики и русского стекла XVIII века, а также китайский фарфор XVII века. Кроме этого, посетители увидят коллекцию европейского оружия XVI-XVIII века, собранную князем С.М. Голицыным, произведения уральских и архангельских мастеров 17-18 вв. и многое другое. Как символ текущего времени на выставке ритмично расставлены часы работы мастеров Англии, Франции, России.
Погрузиться в тему гостям выставки поможет нестандартный подход к экспонированию: от входа до выхода посетителей ждет не показ отдельных предметов, а целостный рассказ-путешествие в эпоху и взгляд на усадьбу как на единый комплекс места, быта и особой атмосферы.
В 1920-х – 1930-х годах Новый Иерусалим стал спасительным местом для национализированных художественных ценностей гибнущих усадеб севера, северо-запада и других направлений Московской области. Несмотря на разрушительные военные годы, внушительную часть этого собрания удалось сохранить. В результате работы нескольких поколений музейщиков, «Новый Иерусалим» обладает крупнейшей и самой разнообразной коллекцией артефактов из подмосковных усадеб, выступая, по сути, хранителем усадебного прошлого региона.