Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка в Санкт-Петербурге
Бирма. Театр кукол-марионеток

Музей истории религии, закончилась 31 декабря 2023
О выставке
В разделе постоянной экспозиции «Религии Востока: религии Индии» открыта выставка, знакомящая посетителей с персонажами традиционного народного театра кукол-марионеток Мьянмы (Бирмы) - «йоутэйпве». Марионетки, представленные на выставке, изготовленные мьянмскими мастерами в XX столетии, – самые характерные образы бирманского «йоутэйпве», т. е. «представления маленьких кукол». Это божества, и демоны, герои эпоса и легенд: слоноподобный Ганеша, Гаруда – ездовая птица бога Вишну, предводитель войска обезьян Хануман. А также принц и принцесса – главные персонажи многочисленных бирманских сказок, которые в сценах из эпоса изображают Раму и его супругу Ситу. И, конечно, буддийские монахи, которые пытаются с помощью суровой аскезы получить сверхъестественные способности, позволяющие летать, ходить по воде и т. д. Куклам в традиции йоутэйпве приписывались особые мистические свойства – считалось, что через них с людьми разговаривают боги. Сорт дерева, из которого должна быть сделана фигурка, и время ее изготовления, определялось специально приглашенным астрологом. Марионетки имели подвижные руки, ноги и голову. Лица тщательно полировались и раскрашивались вручную, прически изготавливались из шелка или натуральных волос. Шлемы и обувь, вырезанные из дерева с особой тщательностью, покрывались сусальным золотом. Наряды марионеток в точности копировали одежды своего времени и класса. Типичное одеяние состояло из куртки и брюк, задрапированных сверху юбкой-штанами. Сверху надевали жилет и длинный передник. Узоры вышивались с исключительной тщательностью, использовались дорогие ткани, золотая и серебряная нить. Кукол делали только те, кто проходил особый ритуал посвящения. Как правило, это были сами кукловоды. Когда кукла приходила в негодность, ее не выбрасывали, а совершали церемонию похорон, вследствие чего до наших дней дошло очень немного старинных кукол-марионеток. Театр марионеток в Мьянме называли «театром высокого помоста» («амьин табин»), потому что спектакль показывали на сцене, а не на земле. Пол устилали досками, по которым двигались актеры-люди, а за невысокой стеной, где выступали куклы, – циновками. На стену вешали экран или несколько белых платков, создававших нейтральный фон, и устанавливали декорации (изображения дворцов, пагод, пейзажей). В репертуар кукольной труппы входили местные легенды, буддийские джатаки - «повести о (предыдущих) рождениях «Будды)», эпические сказания и др. Перед спектаклем совершался обряд жертвоприношения риса верховным духам – натам и ритуал освящения сцены. Представление театра марионеток состояло из нескольких частей. Сначала, примерно за час до спектакля, начинал играть оркестр. Затем поднимался занавес, и певец излагал содержание предстоящего спектакля. В прологе участвовали куклы-животные: схватки между слоном и тигром, между буйволами, танцы белого коня, обезьяны, крокодила и т. д. Движения каждого персонажа сопровождала своя мелодия, по характеру которой зрители узнавали о появлении конкретной куклы. После пролога игралась пьеса с участием королей, принца, принцессы, министра, шутов и других персонажей.
Декоративно-прикладная, Классическое искусство

Как вам выставка?

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все