Стихотворению Ханса Арпа о человеке, которому всегда не хватает одного компонента – почти век, но оно по-прежнему современно. Мы больше не целые. Мы стремимся продлить себя в виде технологий и поражены экологическими изменениями. Разбиты социальными катастрофами новейшей истории, от Первой мировой войны и до современных информационных войн.
Непосредственное изображение человека оказывается невозможным в искусстве, канона больше не существует, есть лишь множество индивидуальных позиций. Современные художники на выставке в Учебном художественном музее имени И.В. Цветаева вступают в полемику с миром гармонии, спокойствием египетских фараонов и античных богов, переосмысляя классические сюжеты. Кто-то ищет исцеления в древних идеалах, кто-то противопоставляет себя им.
Образы вечности сменяются то memento mori, то carpe diem. Кентавры и сатиры становятся апологетами толерантности. Обнаженные торсы древних контрастируют с желанием всё прикрыть и привычкой «встречать по одёжке». Ценность каждой отдельной фигуры в древнем искусстве сменяется понятием толпы, «коллективным телом», биополитикой, в которой индивидууму нет места. Антропоцентризм уступает место новым космогониям, где мир увиден с точки зрения животных, растений, грибов. Предельная материальность уходит, замещенная цифровыми двойниками. Но даже если отнять у человека плоть, кости и кровь – он останется как стремление к познанию.