Два мэтра советской живописи

В Манеже с размахом показывают двух мэтров советской живописи. Один из них – Александр Самохвалов, жил и работал в Ленинграде, второй – Александр Дейнека – в Москве. Несмотря на это, принципиальную разницу между их творческими подходами сложно разглядеть: оба прославляли образ здорового советского человека-физкультурника, образ нового социалистического города с его строителями и военные подвиги Второй мировой. Разве что живопись Самохвалова эпична до предела – персонажи напоминают демиургов социалистической мечты. Выставка на двух этажах Манежа включает главные шедевры авторов: «Мать» из Третьяковки и «Оборона Севастополя» из Русского музея Дейнеки, «Девушка в футболке» Самохвалова, тоже из собрания Русского музея.

Как вам выставка?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о выставке «Дейнека/Самохвалов (онлайн-трансляция)»

Фото Corvus Corax
Фото Corvus Corax
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 1
1
Как убить искусство. Мастер-класс от организаторов выставки А.Дейнеки и А.Самохвалова в Манеже.

... Предвкушал встречу с любимыми полотнами. В мыслях проносились светлые образы соцреализма. От тяжелых дней революции - к прекрасному будущему. От тяжелого труда - к процветанию и успеху. От физкультуры и спорта - к красивым, совершенным телам.
Вспоминал радостные переживания от картин после встреч с ними в Третьяковке и Русском музее. Радость и свет, от которых распирает грудь. Столько радости, что от нее начинает тошнить...
.
Нехорошие предчувствия посетили меня в очереди в кассу. Издалека я наблюдал мрачные, погруженные в темноту стены манежа, на которых располагалась экспозиция, манежа, переделанного в унылый стандартный европейский выставочный зал второго сорта.
Предчувствия меня не обманули. Позитивные, радостные картины, от которых при нормальном освещении зрителя, как из душа окатывает светом, погружены во тьму. Еле тлеющими лампадками непосредственно у картин мерцает тусклое освещение. Слабое настолько, что невозможно прочитать текст с названиями. О том, что картины не могут донести посыл авторов, показать ритм и вдохновение, вложенные в них, не может быть и речи... Темнота... Мрак...
Я покидал выставку с тяжелым сердцем. С частью близких мне картин я встречусь вновь. В Третьяковке и Русском музее. А как быть с картинами из Курской галереи? А из Архангельска и Костромы? Для чего их собирали из 37 коллекций, если от просмотра в Яндекс картинках эмоций больше? Зачем организаторы выставки так бездарно компоновали картины, что они теряются не только в темноте, но и друг в друге? Портрет-портрет-портрет, графика-графика-графика... Почему организаторы так ненавидят одно из ярчайших культурных явлений 20-го века - соцреализм?

1
0
...
9 января 2020
Фото Igor
Фото Igor
отзывы: 7
оценки: 7
рейтинг: 21
8

Концепция выставки - представить творчество художников как спортивное состязание, где разделы – сектора выставки соответствуют некоторым общим темам. Однако, творчество художников, кажется гораздо более глубоким и содержательным, что конечно не вмещается в узкие рамки спортивного праздника. Может быть, чтобы выдержать необходимую бравурность, устроители решили почти выключить свет … В любом случае, как мелкая пластика, так и картины на первом этаже очень плохо освещены, что довольно странно, потому что экспозиция второго этажа организована с несомненно большей симпатией к экспонатам (и к зрителям), картины хорошо освещены и прекрасно развешены.
Несколько усложняет восприятие странная громкая музыка, сопровождающая видеоряд, демонстрируемый в аванзале.
В целом выставка несомненно, заслуживает внимания, привлекая масштабом художников, чье творчество, можно сказать, стало лебединой песнью русского искусства, набравшего в начале ХХ века динамику, которая вывела его из периферийного положения в ряд европейских лидеров- как по масштабу задач, так и по уровню художественных решений.

1
0
...
26 ноября 2019
Фото Alexandre Guerchoig
Фото Alexandre Guerchoig
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
10
смотрите и думайте

Тема нового человека сейчас снова актуальна в России из-за огромного разрыва того что могло и должно было быть и того что есть.
Ну и спасибо, разумеется.

0
0
...
4 мая 2020
Фото Vi Kaplina
Фото Vi Kaplina
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 0
9

Выставка сделана как с большой любовью к двум масштабным личностям, так и к деталям. Сюда приходишь не только посмотреть, но и почитать. Каждый элемент помогает погрузиться в контекст той эпохи, когда еще искренне верили в светлое будущее. Грамотный свет, любопытные аннотации, много воздуха, чтобы отойти и насладиться работой — все это стоит того, чтобы даже постоять в очереди на холодном ветру.

0
0
...
20 декабря 2019
Фото Мария
Фото Мария
отзывы: 21
оценки: 24
рейтинг: 2
Стоит увидеть
9

Александр Дейнека и Александр Самохвалов — советские художники 30–50-х годов.
В залах представлены почти 300 произведений живописи, графики, скульптуры и фарфора из 37 музеев и 9 частных собраний.
Это выставка противопоставляет двух советских художников работавших в одно время в стиле соцреализм.
Само пространство Манежа стилизовано под футбольный стадион, при этом работы структурированы не хронологически, а по темам: война и мир, труд и спорт, герои и тело и дети, что вынуждает зрителя к сравнению работ.
Оба художника работали в том числе по заказу советского государства, поэтому основными героями их работ стали советские люди в спорте, в труде, в войне.
Оба художника создали огромные полотна полотна для павильона СССР, у которого на крыше была скульптура "Рабочий и колхозница", на Всемирной выставке 1937 года в Париже.
Интересные факты:
У Самохвалова есть серия работ о метростроевках в котором художник использует образ девушки в обтягивающей одежде и при этом орудующей отбойным молотком, одновременно мощной, как античная богиня, и эротичной.
Есть мнение, что этот образ в 2000-е, только в современном провокационном стиле, использует режиссер клипа Satisfaction диджея Бенни Бенасси.
Нередко, после окончания работы, Дейнека обрезал свои холсты, убирая с картины лишнее. Некоторые "обрезки" сохранились.
Таким примером служит картина «После боя». Художник изобразил спортсменов в душевой после тренировки по боксу, однако картина была представлена публике в 1943 году, поэтому её название приобрело совсем другую окраску.
В Манеже организованы бесплатные экскурсии на которые можно записаться через timepad. Очень советую, так будет понятнее воспринимать, если вы - не знаток.
Билет - 300₽. Я была днем, но можно успеть и после работы (в Манеже хороший график работы). На выходных будет очередь на улице.
Выставка продлится до 19 января.
Мне понравилось как всё организовано с точки зрения дизайна выставочного пространства, и работы художников понравились и атмосфера общая там прекрасная, я с пользой провела время, советую посетить.

0
0
...
18 декабря 2019