Выставка является частью проекта «Художественная культура уральских заводов конца XVIII — первой половины XIX века», осуществленного совместно с Уральским фольклорным объединением «ФолкЪ-ТолкЪ» и при поддержке Фонда президентских грантов. Впервые в едином выставочном пространстве будет представлено более 70 экспонатов, отражающих основные направления уральских художественных производств — лаковой росписи, невьянской иконы, медной украшенной посуды и художественной бронзы, камнерезного дела, украшенного оружия, художественного чугуна, живописи и графики. В последние десятилетия внимание к уральской горнозаводской культуре нашло отражение в литературных произведениях и учебных пособиях. При этом музейная практика и проекты, призванные популяризировать культуру Урала, фокусировались исключительно на локальных художественных центрах или отдельных персонах. Более того, все они, за редким исключением, касались периода второй половины XIX — начала XX века и часто трактовали художественное наследие Урала сквозь призму сказов Павла Бажова. Для выставки «Художники уральских заводов» выбран принципиально иной подход к формированию экспозиции и анализу художественной культуры горнозаводского Урала. К концу XVIII века в регионе насчитывается более 30 горнозаводских поселений. Нижнетагильский, Невьянский, Кушвинский, Златоустовский, Екатеринбургский и другие заводы возникали и развивались вблизи рудных месторождений. Население городов-заводов составляли ассимилированные коренные жители, пригнанные из центральной России крепостные, старообрядцы, приглашенные иностранные специалисты. Владельцы предприятий и заводские управляющие поддерживали художников-самоучек и отправляли их для получения профессионального образования в Санкт-Петербург и за границу. Возвращение этих мастеров на работу при заводах послужило импульсом к развитию уральской живописи, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Одновременно на Урале работали приглашенные профессиональные художники и местные мастера по художественной обработке камня и металла. Широко использовались западные образцы: в художественном литье — немецкие модели, в иконописном и подносном промыслах — академическая гравюра, а для создания камнерезных произведений — эскизы придворных архитекторов, опирающиеся на западноевропейские модели. Все это способствовало возникновению самобытной горнозаводской культуры Урала. Возможность познакомить современного зрителя с эпохой зарождения промыслов появилась благодаря музеям-партнерам проекта: Государственному Эрмитажу, Златоустовскому городскому краеведческому музею, Каменск-Уральскому краеведческому музею имени И.Я. Стяжкина, Невьянскому государственному историко-архитектурному музею, Нижнетагильскому музею-заповеднику «Горнозаводской Урал», а также Государственному архиву Свердловской области и Горному музею Санкт-Петербургского Государственного горного университета. Чтобы по-настоящему понять самобытность горнозаводского Урала, важно оценить роль промышленного производства в развитии художественных практик и подчеркнуть высокий уровень профессиональной подготовки мастеров и художников. Без заводских мощностей и знания производственных технологий многие локальные промыслы были бы просто невозможны. Выставка «Художники уральских заводов» призвана привлечь внимание к культуре Урала в период формирования и становления региональных художественных центров. Важной составляющей проекта станет первая реконструкция костюмов горнозаводского населения рубежа XVIII–XIX веков. Ее осуществило Уральское фольклорное объединение «ФолкЪ-ТолкЪ», опираясь на полотно В. Худоярова «Гуляние на Лисьей горе» и другие живописные произведения уральских художников первой половины XIX века. Познакомиться с одеждой и бытом горнозаводского населения можно будет в рамках образовательной программы выставки: на авторских экскурсиях и лекциях, показах уральского костюма XIX — начала XX века и специально организованных традиционных молодежных гуляниях — «уральских вечерках».

Место проведения

К 1986 году, когда часть музея изобразительных искусств переехала сюда официально, здание бывшего госпиталя железоделательного завода было полностью переделано под музейное пространство. Главное, конечно, на что стоит прийти посмотреть, — Каслинский чугунный павильон, шедевр чугунного литья и главный экспонат в этой коллекции. В остальном все довольно банально — иконопись XVII-XX веков, русское, западноевропейское и местное декоративно-прикладное искусство.
телефон +7 343 371 06 26
адрес
подробнее
цена Вход 100–250 р., для детей до 7 лет вход свободный
режим работы вт-чт 11.00–20.00, пт-вс 11.00–19.00, касса закрывается на час раньше
официальный сайт
Как вам выставка?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
Написать отзыв
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.