Рудольф Вильде выпустился из училища барона А.Л.Штиглица в 1900 году. Спустя пять лет императрица Александра Федоровна приобрела его акварели, а художника пригласили рисовальщиком-композитором на Императорский фарфоровый завод. До самой революции Вильде развивает эстетику модерна в керамике и стекле: на вазах, блюдах и сервизах возникают цветочные композиции, мотивы романтических странствий и неорусские орнаменты из плавных линий. Стилистика в работах меняется в 1917-м: Вильде продолжает трудиться на заводе, но становится адептом агитации. Вместе с лозунгами Вильде виртуозно привносит в посуду угловатые линии ар-деко и экспрессивные сочетания красного, золота и черного. На выставке в Эрмитаже показывают эскизы и изделия родом из двух творческих периодов Вильде — всего полторы сотни предметов.
Декоративно-прикладная, Графика, Классическое искусство |
Как ни парадоксально, советский агитационный фарфор вызвал не меньший интерес, чем вазы прекрасной эпохи модерна. Чувство прекрасного и умение художником создавать красоту проявляется даже в вещах, имеющих совсем иной смысл. Рудольф Вильде гармонично вписывает рабоче-крестьянские символы в растительный орнамент. В определенном ракурсе советская символика напоминает экзотические цветы, пятиконечная красная звезда как будто превращается в орхидею, тарелки с портретными изображениям стахановцев вызывают ассоциации с итальянской керамикой эпохи Возрождения, красноармеец на коне в фантастическом пейзаже – со средневековым рыцарем. Политические и государственные изменения влияли на творчество Вильде, но связующие искусство нити не прерывались. Красота прорастает вновь и вновь в измененных формах.