На рубеже ХIХ — начала ХХ века в отечественном искусстве складывается яркая и противоречивая картина, ускоряются художественные процессы. Последователи русских реалистов второй половины ХIХ века обращаются к утверждению красоты каждого мгновения повседневной жизни. Подобным чувством «радости жизни» пронизан «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой» художника Б. М. Кустодиев. Многие мастера на рубеже веков обращаются к популярному тогда стилю модерн. Специфические черты модерна — холодный колорит, стилизация форм — проявляются в картинах «Поток» К. Ф. Богаевского и «Старец» М. В. Нестерова. Русские пейзажисты этого времени часто работают в духе импрессионизма, свободными мазками передавая свои впечатления от окружающего мира. Это касается как изображения человека (А. Архипов «Крестьянка в розовом»), так и всего мира природы (зал произведений членов «Союза русских художников»).