Ведущим академическим жанром в это время был историко-мифологический жанр («Оплакивание Гектора» Витберга). Выпускники, окончившие академию с медалью, награждались поездкой в Италию, где изучали классическое искусство, в своих работах они стремились воплотить неповторимую красоту южной природы. В числе пенсионеров был и М. И. Лебедев, автор романтического полотна «Альбано близ Рима». В русле этого жанра зародилось такое направление как «марина», посвященная изображению морской стихии. Непревзойдённым мастером-маринистом был известный русский художник И. К. Айвазовский, представленный в экспозиции несколькими полотнами. Моделями крепостного художника В. А. Тропинина, как правило, были крестьяне и городские жители. Тропинин раскрывает их душевные качества, подчеркивает ценность каждой человеческой личности («Портрет сестры художника А. А. Барабаш»). В то же время в галерее его образов есть и портреты представителя высших кругов общества (портрет видного государственного деятеля Сперанского).