Выставки Москвы

Выставка Кисть и калам. 200 лет коллекции Института восточных рукописей, Санкт-Петербург

Эрмитаж, до 24 февраля, Санкт-Петербург
оценить
Выставки: Кисть и калам. 200 лет коллекции Института восточных рукописей

Рукописи и письменные принадлежности из средневекового Китая, Армении и Ирана

В трех залах Эрмитажа показывают 200 экспонатов, которые рассказывают о книжной культуре Востока. Рукописи, книги, кисти для письма, подставки для чтения Корана и деревянные доски для создания отпечатков проливают свет на то, как развивалась книжная культура в Китае, Индии, Армении, Монголии, Иране и Египте. Авторы выставки воссоздали антураж, внутри которого создавались книги. Для этого в экспозицию включили историческую одежду, монеты и даже фрагменты настенных росписей.

Место проведения

Эрмитаж

Эрмитаж

9.2
Главный музей страны
Несмотря на невероятных размеров коллекцию, главный музей страны устроен вполне рационально: на первом этаже — древность (отечественная археология и классическая античность), второй — искусство Ренессанса, барокко и классицизма, с картинами Рафаэля, Эль Греко, Рубенса. На третьем этаже продолжение истории европейской живописи (XIX — начало ХХ века) — Ренуар, Моне, Матисс — и экспозиции «Индия», «Иран», «Китай». В фильме режиссера Александра Сокурова «Русский ковчег» камера за полтора часа успевала побывать в 33 залах музея. Всего же их — 365.
телефон +7 (812) 710 90 79
адрес
подробнее
цена Вход 400-700 р., для детей до 18 лет вход свободный. В первый чт месяца вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
режим работы вт, чт, сб-вс 10.30–18.00, ср, пт 10.30–21.00, касса закрывается на час раньше
официальный сайт
входит в сеть Эрмитаж

Лучшие отзывы о выставке «Кисть и калам. 200 лет коллекции Института восточных рукописей»

Фото Елена Самукова
отзывы:
236
оценок:
245
рейтинг:
297
9

Тем посетителям, кто не является специалистом по книжной культуре, лучше прийти на выставку с экскурсоводом, чтобы рукописи и ксилографы заговорили, раскрыли часть своих тайн, и путешествие с экспонатами с запада на восток, из Ближнего Востока через Переднюю и Среднюю Азию, Индию и Китай в Японию станет намного интереснее.
Особенности письма, вертикального или горизонтального, справа налево или сверху вниз, во многом обусловлены материалами, на которые наносился текст. Это бамбуковый стебель в Китае, пальмовые листья в Индии, свитки из пергамента на Ближнем Востоке. Позднее повсеместное распространение бумаги и ксилографии, изобретенных в Китае, не изменило традиционных особенностей письма. Священные тексты на арамейских и арабском языках записывались согласными и долгими гласными. В кодексе Торы и листах из Корана можно увидеть особые символы, которыми помечали огласовку. Сирийские, эфиопские, армянские христианские тексты дополнены иллюстрациями, как и магические свитки заклинаний. С течением времени в Персии и Индии миниатюры, иллюстрирующие тексты, отделяются от них и становятся отдельными коллекционируемыми произведениями искусства. Утонченностью и изысканностью миниатюр невозможно не восхищаться, как и арабесками каллиграфии и орнамента.
С особым удовольствием увидела в реальности вещи, о которых рассказывали на лекциях по искусству Китая, Индии и Японии: книгу-потхи из пальмовых листьев, стол китайского ученого с «четырьмя драгоценностям» (тушью, тушечницей, кистью и шелком), тангутские ксилографы с текстами сутр, гравюру на тему из китайской истории, выполненную во Франции по заказу Цяньлуна. И, конечно, раскрыло свой смысл и материализовалось загадочное слово «калам». Тростниковые перья для письма хранятся в роскошных пеналах-каламданах. Искусство каллиграфии создается кистью и каламом.

0
0
4 февраля 2019

Галерея

Главная фотография: vk.com/hermitage_museum