В прошлом веке персональные выставки работ Ларионова проходили в нашей стране всего лишь дважды — и не хватит слов сказать, до чего это большая потеря. Любимец Дягилева, участник всех художественных групп начала прошлого века, изобретатель собственной живописной теории и любитель эпатажа, Ларионов сильно способствовал всему большому пути искусства начала прошлого века. В Третьяковке на этот раз будет большая ретроспективная выставка, охватывающая все этапы его творческого пути, — аж из 14 разделов.
Живопись, Графика, Классическое искусство |
Эта первая за 40 лет выставка,объединяющая все направления творчества Михаила Ларионова. "Искусство Ларионова органично,как его натура,и неповторимо,как неповторима всякая ярко выраженная личность,не сомневающаяся и не раздумывающая над своим богатством" ,как написал Сергей Романович. И данная выставка подтверждает эти слова. Ларионов-художник широкого диапазона,блестящий неожиданный живописец,утонченный график,блестящий театральный художник,иллюстратор,пожалуй нет ни ни одной области,где он не работал. Он остро чувствовал цвет,это Михаил Ларионов оказал влияние на творчество Натальи Гончаровой, сказав:"У вас глаза на цвет,а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза".
Театральные работы Ларионова над Дягилевскими постановками стали началом поиском новых форм в творчестве. Ларионов и Гончарова уезжают из России во Францию работать над декорациями балетов русских сезонов и остаются там на всю жизнь. На выставке много работ из Центра Помпиду,из галереи Тейт,музея Виктории и Альберта,частных коллекций,из отечественных музеев.
На выставку Ларионова надо идти с детьми или смотреть,как дети реагируют на творчество Ларионова. Они очень чувствуют такое искусство,они понимают лучизм,беспредметность,неопримитивизм. Мне очень повезло,практически в каждом зале были детские группы,они либо срисовывали,либо проводили занятия по рисованию,либо проводились какие-то общеобразовательные занятия. Я совсем другими глазами смотрела на работы Ларионова. Для меня это уже был другой мастер,которого я не знала. Сейчас я видела в каждом разделе нового художника,не похожего на предыдущего. Открывает выставку автопортрет в тюрбане,а практически за ним зал,где герои работ гуси,утки,рыбы,лошади,роскошный индюк,шикарные павлины. Настолько интересно,обманчиво просто написано, что вот сейчас возьму краски и сделаю так же. Дети старательно срисовывали рыб,хрюшек,уморительное зрелище,наверно,у меня было бы намного хуже.Здесь и фовизм и модерн,потрясающая цветовая активность.."Пусть будет ясно выражена сущность,а форма в пределах реалистичности не играет большой роли" писал Ларионов. Его натюрморты, ассоциирующиеся с работами импрессионистов, как будто написаны другим мастером. Роскошная "Провинциальная франтиха". А какие замечательные "Венеры". "Копии нет в таком смысле,как это понимается"-Ларионов. "Венеры" похожи и все разные. Одну из них Ларионов пишет для себя ,так и подписывает "Венера и Михаил". Впечатлила и солдатская жизнь. Все настолько живые,очень яркие образы,даже чувствуется запах,исходящий от кирзовых сапог. Ларионов проходил службу в военных лагерях,работы этой серии натуралистичны. Каждая серия хороша, мир нашей глубинки правдив. Жизнь нашей провинции написана с большим юмором. А как передан жар солнечного дня Тирасполя, купальщицы,все яркое,сочное, полное ощущение юга- работы звучат, как перекличка с Гогеном. Опять новое чувство,новый художник. Уже визитная карточка художника-"Голова быка", лучизм. Это Михаил Ларионов принес в живопись новую утонченность-лучизм.Ларионов создал свой вариант беспредметного,или абстракного искусства-лучизм. Художник писал:" Лучизм-это почти то же самое,что мираж,возникающий в раскаленном воздухе пустыни,лучизм стирает те границы,которые существуют между картинной плоскостью и натурой".
Ларионов поистинне креативный человек,гений в полном смысле этого слова,талант его многогранен,он постоянно меняется,он не повторяется в своем творчестве.Просто появляется новая тема,которая выражается ново и свежо.
Выставку завершает Ларионов-коллекционер. Ларионов искал вдохновения в русских традициях,но"Дух Востока так вкоренился в нашу жизнь,что подчас трудно отличить,где кончается национальная черта и где начинается восточное влияние". Поэтому в собрании Ларионова много восточных работ,эти образы слились воедино с русским лубком при оформлении театральных постановок.
Увлечение театром подтолкнуло Ларионова и Гончарову к формировании потрясающей библиотеки,посвященной театру и танцу. Эту коллекцию передала Третьяковской галерее вдова художника Ларионова-Томилина.
Такое событие нельзя пропустить. Интересно оформление выставки.Великолепный каталог выставки