Барокко, лабиринты, театр и архитектура — все и сразу

Сергей Хачатуров — один из самых важных состоявшихся московских кураторов, и для «Царицыно» он последние два года готовит интересные проекты, рифмующие готику и XVIII век (которые, собственно, комплекс в себе и воплощает) с современным искусством и театром, которые куратор особенно любит. Именно эта выставка работает над сочетанием театральных декораций прошлого с виртуальной реальностью современности. Результатом становятся воображаемые миры и, в конечном счете, воображаемая архитектура. Если говорить о конкретике, то на выставке можно будет увидеть графические листы Пьетро ди Готтардо Гонзаги, идеолога «театра архитектуры», чистый образец которого был продемонстрирован в 1818 году в театре князя Юсупова в «Архангельском» — и, например, лабиринт из фигур-обманок от художника Владимира Карташова в эстетике постинтернета (зал кибербарокко).

Место проведения

Царицыно

Царицыно

8.1
Восстановленный из руин архитектурный шедевр
Долгое время царицынский комплекс не слишком радовал своей заброшенностью. Чтобы предотвратить гибель одного из самых значительных памятников русской архитектуры, здесь был размещен Музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Самый значительный памятник Царицыно — Большой дворец. В модных для последней четверти XVIII века неоготических формах его начал строить Василий Баженов, но, разойдясь с Екатериной по идеологическим вопросам (Баженов был масоном), не закончил. Несколько изменив проект, за его реализацию взялся Матвей Казаков, но дворец так и не был достроен. Живописные руины дворца долгое время были идеальным местом для пряток. Сейчас все здания царицынского ансамбля отреставрированы. После прогулки по парку имеет смысл отправиться в музей Большого дворца, постоянная экспозиция которого посвящена истории Царицыно, императрице Екатерине II и археологическим находкам, обнаруженным на территории заповедника. А в соседнем Хлебном доме выставлены произведения кондитерского искусства, имитирующие блюда эпохи Екатерины Великой.
телефон +7 (495) 322 44 33
адрес
подробнее
цена Вход в музей 80–350 р., для детей до 6 лет вход свободный. В третье вс месяца вход свободный. Вход на территорию парка свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
режим работы музей: вт–пт 11.00–18.00, сб 11.00–20.00, вс 11.00–19.00, касса закрывается на полчаса раньше; парк: пн-вс 6.00–0.00
официальный сайт
Как вам выставка?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о выставке «Гипноз пространства»

Фото Elena Smirnova
Фото Elena Smirnova
отзывы: 119
оценки: 120
рейтинг: 21
10
Спектакль-путешествие!!!

Сегодня прочитала анонс выставки:
«8 августа в Главном доме Театрального музея им. А.А. Бахрушина откроется выставка «Иллюзия театра», приуроченная к 200-летию открытия Театра Гонзаги в Архангельском.
Театр Гонзаги был создан итальянским художником и декоратором Пьетро ди Готтардо Гонзаго /Гонзага/ (1751 – 1831) по заказу владельца усадьбы князя Николая Борисовича Юсупова и является на сегодняшний день одним из немногих в мире старинных театров, не затронутых поздними реконструкциями".
А 24 июля я впервые услышала это имя – на вернисаже, посвященном открытию выставки-инсталляции «Гипноз пространства. Воображаемая архитектура. Путь из древности в сегодня» в Екатерининском зале Большого дворца музея-заповедника «Царицыно».
Вот такое интересное совпадение!!!
Лучшим символом «Гипноза пространства», по мнению устроителей выставки, является театр и архитектура сцены. И именно им она и посвящена.
Экспозиция размещена в одиннадцати залах, движение по которым можно уподобить прогулке внутри спектакля.
Эта выставка – спектакль-путешествие по мирам воображаемой архитектуры в девяти актах.
С увертюрой и эпилогом.
"Искусствовед Сергей Хачатуров создал выставку-инсталляцию, которая служит декорацией к спектаклю во многих частях – действу, посвященному зодчеству и театру, а также идее подобия здания целому миру и формирования образа мироздания в каждом конкретном объекте".
Увертюрой выставки служит павильон с загадочными планами Рима. Это киберреальность XVIII века. Ее создал Двованни Баттиста Пиранези.
А вот после увертюры «Марс атакует», зрителю предложено пройти через коридор графики Пьетро ди Готтардо Гонзаги (!!!), который считал, что главное в театре – это сценография – «музыка для глаз»!!! Что именно «режиссура пространства» вызывает у зрителей «лавину эмоций». А уж потом идут игра актеров, музыка и танцы.
На выставке представлены графические листы Пьетро ди Готтардо Гонзаги, идеолога «театра архитектуры», чистый образец которого был продемонстрирован в 1818 году в театре князя Юсупова в Архангельском. Представление состояло из 12 смен декораций (из них сохранились четыре – «Римский Храм», «Таверна», «Тюрьма», «Малахитовый зал»).
За коридором Гонзаги идет самый большой раздел выставки - это «Opera Seria» («Серьезная опера»), расположенный в ажурных конструкциях коридоров-ширм.
«Opera Seria» состоит из трех сцен (залов) - «Восторг», «Кибербарокко» и «Видеобатл».
Во всех залах выставки выстраиваются мосты между культурой XVIII века и нашим временем, так в зале «Кибербарокко» посетители становятся участниками постинтернетовской игры, попадая в придуманный молодым художником Владимиром Карташовым лабиринт из фигур-обманок. Сам лабиринт вдохновлен образами компьютерных игр. А они в свою очередь — парафраз темы старинных сценических иллюзий с пещерами, замками, тайниками и сокровищницами».
В зале «Храм» представлены многие артефакты масонского культа, а также астрономические атласы, аллегории стихий и даже таблицы расстояний земной поверхности.
Дальше идет «Волшебный фонарь», где на примере анимации Андрея Хржановского и бумажной архитектуры СССР можно увидеть, как планшеты, кулисы, раздвижные полочки сцены регулируют жизнь строящих свои иллюзии людей.
Зал «Темницы» - здесь зрителям дано почувствовать «рождение ужаса только «осязающим глазом», без истории и действующих лиц.
Залы «Павильон» и «Руина» вовлекают зрителей в странствия по сценическим мирам, по дорожкам усадебных садов и парков.
В разделе экспозиции «Машинерия праздника» представлены разные сюжеты о том, из каких составляющих собирались эмоции. И почетным гостем здесь является оперный сериал «Сверлийцы» Электротеатра Станиславский, задуманный его создателями как диалог со старинным театром.
Эпилогом экспозиции является инсталяция – два офорта Александра Бродского и Ильи Уткина «Театр» и «Театр без сцены», или Блуждающий зритель». А под ними – бетонная «Книга отзывов» Артема Филатова со странным изречением на развороте...
Я глубоко убеждена, что знакомство с выставкой ОБЯЗАТЕЛЬНО надо начинать с экскурсии Сергея Хачатурова - тонкого ценителя готического искусства, знатока итальянской гравюры, большого любителя театра и знатока актуального современного искусства!!!
Можно скачать аудиогид (https://izi.travel/ru/457d-vystavka-gipnoz-prostranstva-voobrazhaemaya-arhitektura/ru#ab52-znakomstvo/ru), который также поможет понять, на что надо обратить внимание (на выставке очень подробная информация размещена на стендах, но сначала прочитать, потом увидеть – это одно, а когда ты смотришь, а тебе подробно все рассказывают, совсем другое восприятие)!!!
И еще рекомендую послушать интервью Сергея Хачатурова в эфире радио «МедиаМетрикс» (https://radio.mediametrics.ru/ArtKapital/58057/).
Мне, скажу честно, было сложно, я была совершенно "не в теме". Поэтому и советую как следует подготовиться к походу на эту интереснейшую выставку. Она стоит того, чтобы ее увидеть!!!
В основу моего рассказа о выставке легла очень подробная информация, размещенная во всех ее залах и «конспект» рассказа о ней куратора Сергея Хачатурова, с которым я умудрилась пройтись по ней аж дважды за вечер!!!

4
0
...
29 июля 2018
Фото Renata Musina
Фото Renata Musina
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
10
Прекрасный кураторский проект

Выставка "Гипноз пространства" в Царицыно требует вдумчивого созерцания и отклика на разнообразные ловушки, расставленные кураторами в каждом зале экспозиции. Полотно выставки напоминает гипертекст, в котором сознание зрителя блуждает, как в кибер-мирах. Отсылками служат сами экспонаты, перенесенные из традиционных своих сфер обитания в новое смоделированное кураторами пространство, в котором уже знакомые или на первый взгляд малоинтересные предметы разыгрывают спектакль, раскрывая себя с новой стороны.

0
0
...
23 сентября 2018