Тонкое золотое кружево соседствует с не менее тонким стеклянным кувшином — в Эрмитаже на одной выставке показывают совершенно разное с точки зрения технологий прикладное искусство. Общим в нем является нить, рисующая узор. Источником орнаментов для мастериц и мастеров служили первые сборники XVI века, откуда они заимствовали основные элементы для своих изделий. Нитями вышивали звезды, розетки, круги и самый распространенный узор эпохи Возрождения — ретичелло, по мотивам которого, кстати, назвали в скором времени и узор на стекле. Проследить, как декор кочевал с ткани на сосуды, можно на примере 70 экспонатов.
Декоративно-прикладная, Классическое искусство |
Фантастическое мастерство, превосходные кружева из тончайших льняных и шелковых нитей! На одном из изделий сетка, связывающая узоры, так тонка, что о её существовании можно догадаться только по “мушкам”. Французские блонды из шелковых нитей с золотистым отливом настолько нематериальны, что кажутся сплетенными из волос ангелов. В стеклянных сосудах по соседству с ними межслойное золочение едва заметно, золото как будто тает, становясь прозрачным как стекло. Стеклянные вещи рядом с кружевами воспринимаются по-новому. Льняные, шелковые, металлические нити подчеркивают декор со стеклянными нитями, прежде всего венецианскую филигрань. Удивительно разнообразие использованных орнаментов: геометрических, растительных, рокайльных, фантазийных, образующих сложные барочные композиции. На выставке можно увидеть, как менялись орнаменты и стили, как развивалось искусство шитья иглой и плетения на коклюшках, достигнув невероятных высот в XVIII-XIX веках.