Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.1

Выставка в Москве
Авангардстрой. Архитектурный ритм революции

Музей архитектуры им. Щусева, закончилась 1 апреля 2018
Развернутый ликбез по авангарду в архитектуре

В юбилей революции главный архитектурный музей страны подробно рассказывает о направлении, которое явилось логичным порождением этих больших перемен — об авангарде. Большие стройки страны, новые институты (ВХУТЕМАС, АСНОВА, ОСА), идеи и принципиально новые формы зданий — рабочие клубы, жилкомбинаты, дома-коммуны и фабрики-кухни, а также утопические проекты по переустройству целых городов — все это профессиональное бурление будет представлено на выставке в работах Весниных, Мельникова, Ладовского и прочих. Обещают показать не только макеты и авторскую графику, но также видео, фотографии и декоративно-прикладное искусство.

  • Авангардстрой. Архитектурный ритм революции – афиша
  • Авангардстрой. Архитектурный ритм революции – афиша
  • Авангардстрой. Архитектурный ритм революции – афиша
  • Авангардстрой. Архитектурный ритм революции – афиша
  • Авангардстрой. Архитектурный ритм революции – афиша
Историческая, Фотография, Архитектура, Графика, Классическое искусство

Как вам выставка?

Отзывы

9
Галина Цветаева
491 отзыв, 1133 оценки, рейтинг 637
16 января 2018

Сразу,как только входишь в зал,удивляешься,что не звучит "Время вперед", или что-нибудь маршевое "Клячу истории загоним, левой!.левой!,левой!" Вся выставка оформлена алым,и это не раздражает,а создает ощущение движения,четкого ритма.Алый кумач везде:затянуты стены красным,стеллажи красные,все лишнее закручено в красную ткань. Революция везде. Выставку можно приурочить к 100-летию Революции, и посмотреть, как такое историческое событие повлияло на искусство архитектуры. Кураторы выставки хотели бы созданием такой экспозиции привлечь внимание к сохранению авангардного строительства,архитектурных идей того периода.Чего только стоит проект "Город солнца" Ивана Леонидова.Это и сейчас увлекательно. А идеи Мельникова,его круглый дом актуален и интересен до сих пор. На выставке можно увидеть работы Родченко для рабочего клуба. Есть даже эскизы шахматных фигур Л.О.Рубанчука. В экспозиции-графические листы,множество интереснейших макетов,фотоснимки,документы.
Выставка будет интересна не только архитекторам,дизайнерам и историкам, она создает ритм,поднимающий настроение.

5
0
9
kagury.livejournal.com
129 отзывов, 148 оценок, рейтинг 51
5 февраля 2018

Стыдно признаться, я много раз ходила мимо этого мрачноватого здания на Воздвиженке, но даже не подозревала, что у него внутри - музей архитектуры. Потому как никогда не замечала скромную табличку рядом с неприметной дверью. Наверняка, вы так же, как и я тыщу раз проходили мимо. Так вот, это надо срочно исправлять. Сейчас расскажу почему.

Неделю назад, благодаря популярному в узких кругах проводнику в мир искусства сообществу moskva_lublu, мне повезло оказаться на экскурсии Елизаветы Лихачевой, которая не только "молода и хороша собой" (c), но еще и директор музея архитектуры им. А.В.Щусева, а также, что самое главное - совершенно прекрасный рассказчик с отличным кругозором, чувством юмора и вообще, как мне показалось, она из тех удивительных женщин, которые тебе и про нюансы барочной архитектуры, и коня на скаку, если надо. Я была восхищена, да. Экскурсия же была не просто интересной, она была СТРАШНО ИНТЕРЕСНОЙ.
Категорически рекомендую приходить именно на экскурсию, потому что без нее музей - это просто собрание чертежей, макетов и карт. А вот те же самые экспонаты с комментариями - это просто настоящий праздник идей, искусства, философии и городских проектов. Мы провели в музее два с лишним часа, а любопытного там хватило бы еще как минимум на три.

В России авангард был прежде всего ответом на вызов - надо было как-то организовывать жизнь в рамках новых городских условий. Архитектурный авангард родился одновременно с новаторскими художественными явлениями 1920-х годов, вместе с супрематизмом Малевича, стихами Маяковского и постановками Мейерхольда. При этом нашей стране повезло в том смысле, что для нового искусства сложились исключительно благоприятные условия. В общем-то можно сказать, что существовал социальный заказ - новая страна нуждалась в масштабном обновлении всего и вся. Например, тому же Ле Корбузье в Париже было куда сложнее - ему приходилось убеждать буржуа в том, что пришло время строить по-новому. Да и задачей бульваров Османа в первую очередь было обеспечение пространства для городского транспорта, а уже потом эстетические цели.

Важный момент - авангард не несет в себе идеологии. Вот. например, проект института библиотековедения им. Ленина на Воробьевых горах (И.Леонидов, 1927 г.).

Шар - аудитория на 4000 человек перекрытая стеклянным куполом - выполняет роль центра композиции, и стоит на одной опорной точке, на ажурном металлическом постаменте. Изнутри он мог быть разделен на сектора движущимися перегородками, что давало возможность варьировать количество аудиторий и их площадь. Штора-экран превращала прозрачный купол аудитории-шара в планетарий - научный оптический театр. Рядом с шаром - вертикальный параллелепипед книгохранилища со стеклянными фасадами. Книги подавались читателю и возвращались в книгохранилище по горизонтальным и вертикальным конвейерным системам.

И причем тут Ленин, спросите вы. Вот именно. Не причем. Именно эта проблема в 1934 и остановила развитие данного стиля в СССР. Авангардистов обвинили в буржуазности. Уж слишком нейтральными оказались созданные проекты, а стране нужна была архитектура, подчеркивающая ее идеологию. Что логично и правильно, в общем-то. И как бы не был интересен авангард - он с этой задачей не справился.

Впрочем, это будет после, а начало - совершенно потрясающе. Вот, например, проекты орбитальных городов Крутикова.
Кажется - чистая фантастика, однако же на деле это вовсе не была фантазия из любви к искусству. В основе (я была поражена) лежали идеи русского космизма, а именно - продления человеческой жизни и возможного воскрешения людей. Ведь если люди будут жить долго, и к тому же земля пополнится умершими, то надо будет где-то всем обитать, а значит, в какой-то момент (и тогда, в 20-30 казалось, что уже скоро) человечеству придется осваивать пространства за пределами земли.

В том же зале представлены эскизы и рисунки Ивана Леонидова к работе всей его жизни под названием "Город солнца". Название отсылает к одноименной книге Кампанеллы, которая легла в основу философской работы Леонидова. Но здесь в паре слов не расскажешь, это надо смотреть и разбирать отдельно и подробно. Выглядит местами просто мистически.

Но, конечно же, авангардисты не ограничивались проектами городов будущего, они строили их в настоящем. Именно в это время появляются идеи городов-спутников. Скажем, Москву с учетом розы ветров планировалось ориентировать по оси Москва-Питер, причем на Юго-Западе должны были располагаться жилые дома, а на востоке - производства. Сами схемы представлены на выставке, их довольно интересно рассматривать, особенно из нашего времени.
.
По ходу рассматривания проектов обнаружилось много неожиданного. Например, вы знали, что Леонидовский проект клуба для Артека - это почти копия виллы Фарнезе (16 век), а проект современного поселка при Горьковском заводе (современного на момент 30-х годов) напоминает строгую планировку римского города с его квадратами улиц (были в Помпеях - именно такого)?

Второй зал посвящен ПРИСУТСТВИЮ в смысле старого русского слова для обозначения рабочего помещения. Основной постулат рационализма - архитектура, это искусство, имеющее дело с пространством. Еще один проект, который выполнен вполне в духе современности, это проект дома Наркомтяжпрома на Красной площади. Мы видим соединение небоскребов разных форм (что ныне реализовано, например, в Сити), что впервые придумал Леонидов. Но только здесь, это, на минуточку, 1934 год.

Проект, как легко догадаться, не был реализован, в те годы еще не было технологий, позволяющих строить такие высокие здания из стекла (они же качаются, а значит - хрупкие). Впрочем, счастье, что не был. Потому что то, как планировалось застроить район Китай-города, повергает в ужас. Новое административное здание должно было стать одним из крупнейших высотных ориентиров Москвы 1930-х годов. Для него был выделен большой участок в самом центре столицы в районе Китай-города на месте Верхних торговых рядов - здания ГУМа и расположенных за ним кварталов. Из старых построек оставляли только стены Кремля, Большой театр и собор Василия Блаженного

А для Известий планировали совершенно прозрачный стеклянный небоскреб. Но в итоге победил тот проект, который и сейчас можно увидеть в натуральную величину на Пушкинской:
Кстати, наберите в гугле "гробница Еврисака". Найдете кое-что любопытное :)

Чем была хороша советская власть, так это заботой о ДОСУГЕ своих граждан. Следующий зал посвящен именно ему. Куда обычно шел человек после работы? В кабак. Пить, буйствовать и вообще. Кабаки решили заменить рабочими клубами.
Просвещение вместо пьянства. Шахматы, кино, книги, спорт.

Была придумана игра "Виктрис" - аналог шахмат, без короля и ферзя, зато с новыми фигурами - самолет, танк и пулемет. Эскизы фигур для новых шахмат очень стильные!

А какие интересные здания строили для рабочих клубов. Вот, например, клуб им. Русакова (архитектор Мельников, 1929 г.). Сейчас там театр Виктюка, куда стоит сходить в том числе и ради самого здания.

Также все еще можно увидеть клуб им. С.М. Зуева (архитектор Голосов, 1929 г.)

Ну, и наконец, еще один зал посвящен ДОМУ. И, конечно, здесь можно увидеть проект здания Наркомфина, 1930 г., который и по сей день жив и здоров (Новинский бульвар, 25).

Совершенно уникальный в своем роде проект, причем даже не столько в архитектурном, сколько в бытовом плане. Смотрите. На дворе 30-е годы. Холодильника нет. Плита топится дровами. А еще стирка. Каково было бедным женщинам? Так что идея освобождения от кухонного рабства - это прекрасно, по-моему. Зачем тебе большая кухня, если ешь ты в столовой? Зачем просторная ванная, если стираешь белье в прачечной? Но если не нужна кухня и ванная, то квартира может быть меньше. И дешевле. И построить таких квартир можно больше. Отсюда все идеи обобществления бытовых удобств.

Как человек, который ненавидит готовку, я бы с удовольствием жила в доме со столовой. Не говоря уже о прачечной. Там ведь еще и погладят, и накрахмалят. Эх...

Постройка включает в себя два корпуса, жилой и коммунальный; их соединяет теплый переход, расположенный на уровне второго этажа. Жилой корпус – это горизонтально протяженное шестиэтажное здание, прореженное лентами окон. Около десятка типов квартир – ячеек – было рассчитано на 50 семей. В четырехэтажном коммунальном корпусе со стеклянной стеной располагались кухня, детский сад, механическая прачечная. Однако действовали не все помещения – столовая как общественное пространство почему-то не пользовалась успехом у жильцов.

Сказать, что мне понравилось, это ничего не сказать. Уточняйте день, когда экскурсию ведет Елизавета Лихачева, и мчитесь со всех ног. Это стоит того.

3
0
9
Ольга Сорокина
303 отзыва, 304 оценки, рейтинг 108
6 февраля 2018

Архитектурный авангард 1920-1930-х годов - это уникальное явление в жизни молодой быстро развивавшейся страны, которое не могло не появиться
на фоне культурной революции и коллективизации быта.
Повсеместный бурный подъем строительства - благодатная почва для самых разных новаторских идей.
И советские архитекторы с энтузиазмом подхватили этот ритм, создавая истинные шедевры!
Многими из которых мы восхищаемся и сегодня.
Например, такие яркие примеры конструктивизма, как Здание Комбината газеты «Правда», Здание газеты «Известия», Дом Наркомфина и пр.
А сколько всего гениального так и осталось в проектах!

На выставке представлены авторская графика, макеты, архивные видеоматериалы, фотографии, документы, а также произведения декоративно-прикладного искусства из музеев Москвы, Санкт-Петербурга и частных собраний.
Большое количество предметов из фондов Музея архитектуры показаны впервые.

И да! Одной из целей проекта является привлечение внимания к проблеме сохранения памятников советского авангарда - ценных объектов архитектурного наследия не только нашей страны, но и всего мира.
Ведь на самом деле, то, что создавали братья Веснины, Иван Леонидов, Константин Мельников, Николай Ладовский, Моисей Гинзбург, Илья и Пантелеймон Голосовы, Владимир Кринский и многих другие архитекторы того времени, поражает, восхищает и завораживает!

Так что же скрывается за дверьми анфилады главного здания?
Прислушайтесь к совету: прогуляйтесь по залам с экскурсоводом!
Вы получите ещё больше удовольствия, узнавая об архитекторах и их творениях то, что подчас известно только людям, глубоко знающим предмет.

Экспозиция выставки разместилась в нескольких залах, в которых представлены, например
Проекты реконструкции Москвы
Города будущего, в том числе и суборбитальные города
Проекты зданий банков, почтамтов, заводов и фабрик, жилые комплексы, клубы, стадионы и пансионаты
И даже первые стеклянные высотки!!! И это в первой половине 1930-гг!!!

Невозможно перечислить всё! Просто невозможно!
Ведь там можно увидеть и мебель, и даже новые военизированные шахматы, среди фигур в которых есть пулемёт, самолёт и даже танк!
Сходите на выставку! Не пожалеете! Выставка продлится до 1 апреля!!!

2
0
9
Svetlana Nechaeva
16 отзывов, 17 оценок, рейтинг 3
17 февраля 2018

«Хороший город должен быть устроен таким образом, чтобы среднестатистический пешеход, двигающийся со скоростью примерно 5 км/ч, встречал новое интересное место примерно каждые пять секунд». «Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие» Колин Эллард —
Сейчас в архитектуре набирает обороты мода на адаптивный подход.
Архитектура будущего сможет «понимать» людей и меняться по запросу. Включение и выключение света по хлопку - самый простой пример такого архитектурного решения. Следующим большим шагом может быть распознавание мыслей. Окружающие нас предметы научатся нас понимать, а потом сумеют делать это и без слов.
Звучит пугающе. Или вдохновляюще? Что скажете?

100 лет назад стеклянные небоскребы и космические орбитальные станции казались неосуществимыми фантазиями безумных архитекторов. Сейчас это наша с вами реальность.

В музее архитектуры им.А.В.Щусева @arch_museum проходит масштабный выставочный проект «АВАНГАРДСТРОЙ. Архитектурный ритм Революции» к 100-летнему юбилею Октябрьской революции.
На выставку надо бежать-бежать! И обязательно с экскурсией.

Меня особенно впечатлили проекты городов будущего. Фантастические воображаемые города, на столетия опережающие технические возможности градостроительства. Что-то из этих проектов осуществилось - например, стеклянные небоскребы. Что-то предстоит увидеть нашим потомкам.
После увиденного я точно могу сказать: «Нет ничего невозможного! Есть мысль, опережающая время. Возможно все».

Ведущие архитекторы своего времени - Лисицкий, Мельников, Хидекель, Крутиков - предлагали яркие и смелые идеи: вертикальное зонирование городов, освоение надземного и надводного и даже воздушного пространства для жизни людей. Именно советские архитекторы открыли новые возможности пространственного развития и трансформации городской структуры, предсказали и создали наше с вами будущее.

Преогромная благодарность директору музея Елизавете Лихачевой за фантастический и увлекательный экскурс в мир архитектуры, истории и светской жизни архитекторов начала прошлого века.

В музее почти каждый день проводят лекции по истории архитектуры. Там-то меня и можно найти)))

0
0
9
Мадикен К
82 отзыва, 85 оценок, рейтинг 25
14 февраля 2018

На прошлой неделе мне повезло посетить прекрасную, жутко интересную выставку «Авангардстрой. Архитектурный ритм революции.» в Государственном музее архитектуры им А.В.Щусева. Все мероприятия, на которые я когда-либо попадала в этом музее, мне безоговорочно нравились. Это не исключение. Во-первых, интересная тема. Как раз, начиная с прошлого года, и сейчас, к 100-летию революции, появилось много мероприятий, посвященных конструктивизму и другим новаторским течениям в живописи и архитектуре. Во-вторых, представлены редкие документы и макеты. Разобраться, что на них изображено, а также понять, когда и зачем макет был создан, почему был реализован , а почему нет – смогут только знатоки. Для всех остальных музей устраивает экскурсии. Это не очень дорого, но безусловно стоит того. Расписание здесь http://muar.ru/events/ekskursii. Есть вечером в будни, есть в выходные. Нам проводила экскурсию директор музея, экспрессивная и напористая Елизавета Лихачёва. Разложила всю информацию по полочкам, очень логично обрисовала время, архитектурные течения, развитие науки и техники, их связь с обществом. Просто и доступно объяснила, почему авангард аполитичен и почему его ярчайшие шедевры находятся именно в СССР. Почему был забыт, почему ему на смену пришел соцреализм. И как все это повлияло на судьбы архитекторов. Многие записывали всю экскурсию на аудио. Это непросто, т.к. народа довольно много. Но я в итоге пожалела, что не сделала этого. Не буду пересказывать все то, что нам говорили, иначе будет не так интересно слушать и узнавать новое. А новое всенепременно узнает каждый. До сих пор ловлю себя на мысли, что с удовольствием послушала бы экскурсию ещё раз! Время есть до 1 апреля.

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все