Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8

Выставка в Москве
Зинаида Серебрякова

Третьяковская галерея, закончилась 30 июля 2017
Большая ретроспектива важнейшей русской художницы

Первая серьезная ретроспектива за последние 30 лет важнейшей русской художницы — и главный проект весеннего сезона от Третьяковской галереи. На двух этажах Инженерного корпуса покажут ранние произведения Серебряковой, ее портреты, крестьянский цикл, натурные наброски балерин, пейзажи, эскизы росписей Казанского вокзала в Москве — не только известные работы начала века, но также и произведения, выполненные в эмиграции — во Франции, Италии, Бельгии и Марокко.

  • Зинаида Серебрякова – афиша
  • Зинаида Серебрякова – афиша
  • Зинаида Серебрякова – афиша
  • Зинаида Серебрякова – афиша
Живопись

Как вам выставка?

Отзывы

9
Марина Кобзева
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 8
15 апреля 2017

Сегодня посетили выставку, билеты были куплены заранее, никаких очередей на вход или внутри. За что большое спасибо организации и тому, что выставка менее растиражирована, чем были Айвазовский или Серов. Но без билета внутрь не попасть - на двери висит объявление, что билетов на сегодня нет. Выставка расположена на двух этажах Инженерного корпуса. Очень понравилось, что картины разнесены в разные пространства в зависимости от тематики или хронологии событий. Начало пути, портреты мужа, автопортреты, которых оказалось довольно много до иммиграции во Францию. Дети и пасторальные пейзажи любимого имения художницы. Крестьянский цикл заставляет любоваться дородными женскими телами, на ум приходят Ренуар и его “Большие купальщицы”.З. Серебрякова выбирала для моделей из крестьян самых крепких, пышных, и при этом с очень женственными формами. В целом, на выставке очень много обнаженных женских тел и мы не раз видели смущенных детей :) Несмотря на то, что в жизни художницы произошло немало трагичных событий, она продолжает писать своих детей, которые так похожи на нее пронзительными глазами.
После эмиграции во Францию появляется много пейзажей из путешествий, набросков пастелью из поездки в Марокко. Удивительные, живые, часто незаконченные, но это и не нужно, не отвлекает от главного - лица и одежды местных жителей. На подписях к картинам напечатаны фрагменты писем художницы своей семье. Как самый обычный человек она волновалась, что ей не хватит денег в поездке. И даже больше волновалась как художница, что ей некого и нечего писать, местные жители противятся позировать, уходят. Очень трогательные эпизоды :) Бельгийские панно, которые находятся в одном из последних залов прекрасны в своей торжественности и лаконичности одновременно. Они выполнены с очень большим вкусом, цвета очень здорово подобраны, как-будто статуи, вписанные в ниши отсылают к эпохе позднего возрождения.

8
0
5
Vladislavs
77 отзывов, 743 оценки, рейтинг 261
21 апреля 2017

Очередной солдаут Третьяковки. Очередь на Серова в этот раз организовывать не стали, за три года научились. Билеты продают бойко через интернет, ажиотажа на них нет, но в музей свободно не попасть, все раскуплено заранее.
Последний раз Серебрякову показывали ровно тут же, в Инженерном корпусе, в 2014 году, вместе с работами ее сына Александра. Та выставка занимала только 3 этаж, один из двух этажей в этот раз. При этом важность и нужность была в том, что она знакомила с парижским периодом Серебряковой. И это было удачно сделано с точки зрения кураторской работы.
Куратор нынешней выставки тот же, Татьяна Ермакова. Эта выставка самая широкая демонстрация творчества Серебряковой за последние 30 лет. Плюс в этом году 50 лет со смерти художницы, ну и 100 летие революции, события, которое покорежило многие судьбы. Судьба Зинаиды не исключение (разлука с детьми и родными на долгие годы - из 4 детей монструозный СССР отпустил только двоих). Можно сказать даже, что это ретроспектива. Но этого лучше не говорить, потому что на такое замахиваться и не стоит, а то, что получилось, хорошим назвать нельзя.
Каталог. Я решил начать с хорошего. И пусть вводная статья куратора называется пафосно "Художник-женщина-судьба", чтобы она не имела там в виду. Этот прекрасно изданный кирпич за 50 евро в данном случае очень важен. Не только, как сопровождение к выставке, а как свидетельство идеальной и замечательной задумки этого проекта. И для сопоставление того, что было задумано, и того, как в результате получилось. Логичное, ясное повествование с продуманными подходом к отбору работ для хорошо сделанной истории с логическим путешествием из начала к концу. Реализация задумки получилась только в книге, потому что сама выставка крайне далека от изначальной идеи.
Выставка. Впечатление (как и всегда в Третьяковке), что насобирали и навыписывали живописи откуда только можно и хаотично на стены понавешали. Логика повествования вступила в конфликт с пространством. И мы все знаем, что пространство криворукие проектировщики Третьяковки продумывать и решать не в состоянии. Они живут в своем мире совкового музейного дела и даже не стараются хоть на капельку стать лучше. Зачем - у них и так на годы вперед очередь на Серова стоит. Это идет от выставки к выставке, из года в год. Как при Брежневе прикрутили им везде лампочки, так они даже и поменять их не догадываются. Картины отчаянно бликуют, просмотр возможен только с уникального случайного пойманного ракурса. В заданный интерьер не вписывается история рождения художника, так мы сюда семью поместим. Проект Казанского вокзала присобачим тут, потому что больше негде. Смыслово картины раскидаем туда, где получится. В зале, большом квадрате понавешаем на стены, пусть зрители сами поняли, почему это тут, а то там. Самая хаотичная и непонятная развеска, которую я когда либо встречал, в той же Третьяковке в том числе, а там никогда не хорошо. Ты можешь гулять куда хочешь и зачем хочешь, никакой истории ты не обнаружишь (она только в каталоге). Еще большую путаницу вносит аудигид.
Аудиогид. Обычно это всегда помощник, который тебя ведет в придуманной истории, выстраивая и дополняя твое путешествие. Поскольку дороги для путешествия (хаотичная схема развески) выставка не предлагает, ты сам выбираешь куда идешь, слушая, что тебе решили дополнительно рассказать для полноты ощущений. Гид начитан Смеховым и его дочкой Аликой, о чем гордо написано. Дочке почему отдали читать стихи, там есть и Цветаева в том числе. Только читает дочка крайне дурно. Настолько, что в глаз ей хочется дать. И гид такой же спонтанный, как развеска. И вроде бы ты идешь вдоль одной и той же стены, на которой вроде бы развеска одной и той же темы, но нумерация треков будет всегда произвольная - вот картина под номером 1, а слева номер 7, далее номер 12. Когда пропадают все 20ые номера и начинаются сразу 40 ты уже перестаешь обращать внимание. Потому что гид он про какое то непонятное пространсто, не имеющее отношения ни к задумке, ни к ее воплощению. Он вещь в себе.
Если честно, я впервые увидел такую уникальную эклектику, когда разные люди во время не договорились о главном, и получился вот такой каламбур. И очень жаль. Потому что Зинаида Серебрякова уникальный и удивительный художник. Интересно, сколько лет (!) они это делали?

4
0
9
Галина Цветаева
491 отзыв, 1133 оценки, рейтинг 637
23 мая 2017

Не было билета.купленного заранее, но, так приятно, не было и очереди. Будний день, утро, сложилось все чудесный образом.
Любая встреча с работами Зинаиды Серебряковой - праздник. Удивляет ее необыкновенный оптимизм. Несмотря на свою личную тяжелую судьбу (она осталась вдовой с маленькими четырьмя детьми на руках совсем молодой женщиной), совпавшую с трудным голодным революционным временем, с разрухой, Серебрякова не потеряла жизнелюбия, мужества, стойкости, продолжала создавать светлые, легкие работы, как будто сама находилась в комфортных условиях.
Выставка разбита на два этажа, что замечательно для восприятия. Верхний этаж экспозиции выстроен в хронологическом порядке. Хронологическая последовательность работ позволяет увидеть, как из талантливой девочки (на выставке несколько подростковых автопортретов, сохраненных матерью художницы, спасибо ей огромное), Серебрякова превращается в талантливого, универсального художника, которому все техники по плечу. Хоть, и говорится, что в семьях Лансере и Бенуа, дети рождаются с кисточками в руках, но такой легкости и изысканной простоты трудно увидеть еще у кого-либо, умения из будничных, обыкновенных вещей сделать праздник. Автопортрет Серебряковой у зеркала - это радостная веселая вещь, радуешься вместе с этой молодой крепкой здоровой женщиной, любуешься большеглазой, большеротой девушкой, на картине ничего особенного нет, а на душе хорошо. Радость бытия, будничного, обыденного - это драгоценное для художника чувство, и в то же время в глазах еще какие-то мысли. Полнота жизни во всех работах.
Понимание величия, тяжести крестьянского труда, восхищение нравственной силой крестьянских девушек, их статью, здоровыми телами. Их тела напоминают античные статуи.
В нижнем этаже немного перемешано, но для просмотра работ Зинаиды Серебряковой это не имеет большого значения. Главное, то, что видишь, получаешь удовольствие от увиденного. Выделен Марокканский цикл, даже в портретах африканцев виден стиль Серебряковой, ее любовь, даже к агрессивно настроенным,к ней людям. Портреты детей, это вообще сплошная любовь.
Можно только благодарить художницу и организаторов за чувства и мысли, вызванные работами Серебряковой, даже фамилия у нее звучит, как серебряный колокольчик.

2
0
9
Таня
21 отзыв, 88 оценок, рейтинг 21
17 апреля 2017

Гениальная, женственная, свежая... Такими эпитетами одаривают Зинаиду Серебрякову искусствоведы и критики. Я же скажу, что она просто-напросто настоящая. От её работ исходит невероятный позитив, энергия, свет и воздух, который никогда не передадут Гугл картинки. Она – современная. Ну правда, вы не найдете среди героев Серебряковой жеманных барышней и напомаженных аристократов. Это здоровые, полнотелые, распаренные девушки в бане, это загорелые и румяные крестьянки с натруженными руками и невероятными голубыми глазами, это балерины перед выступлением, впопыхах завязывающие пуанты и подправляющие прическу, это сама Серебрякова, то с игриво оголенным плечом, то в наверченном тюрбане. Сюжеты и люди вне времени, как и сама художница. Выставка масштабная. Билеты стоит приобретать через интернет на определенную дату и время. Учтите, что пораньше Вас пустят только с разрешения администратора, поэтому лучше приходить к обозначенному в билете часу. Третьяковка также подготовила хорошие сувениры - от магнитов и открыток до мини-репродукций и толстенного каталога со всеми работами. Отдельный каталог – работы из путешествия по Марокко. Творчество детей Серебряковой как на самой выставке, так и среди сувениров не представлено.

2
0
9
Владимир Петров
44 отзыва, 48 оценок, рейтинг 61
22 мая 2017

Прекрасная выставка прекрасной художницы, охватывающая многие десятилетия ее творчества.
Самое потрясающее - это ее работы революционных лет. В разрухе, практически голодая, Серебрякова создает тонкие и удивительно красивые картины, цикл про балерин просто волшебный!
Выставка сама по себе сделана замечательно, тут ничего не скажешь: очень обстоятельно, очень много нового узнаешь просто из сопроводительных материалов. Высокий класс.

1
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все