Русский музей чествует 175-летие важнейшего отечественного художника Василия Верещагина масштабной выставкой. В биографии Верещагина искусство перемежается с военным делом: отец отдал его в Морской кадетский корпус, в 32 он становится профессором Академии художеств, а потом как художник при туркестанском генерал-губернаторе он уезжает в Самарканд. Там Верещагин создает свои известные серии — «Туркестанскую» и «Балканскую», — вдохновленные местными военными событиями и вообще южной эстетикой и восточным колоритом. На выставке в корпусе Бенуа можно увидеть как эти полотна, так и графику — всего около двух сотен произведений, собранных из музейных коллекций по всей стране.
Живопись |
Василий Верещагин, по его признанию, убегал от войны, но она его настигала. Под Порт-Артуром настигла насмерть. Судьба Верещагина достойна античной трагедии, где властвует неизбежный рок. Незадолго до начала русско-японской войны художник побывал в Японии, был очарован японской культурой, открыл ее для русской публики благодаря своим фотографически точным работам. Верещагин знакомил русских с Востоком, европейцев и американцев с Россией. Он умел организовать выставки как действие, где все было продумано до мелочей, чтобы произвести наибольшее впечатление: развеска картин на фоне задрапированного бархата, освещение, этнографические вещи, музыка, картинные рамы, выполненные по его рисункам.
Многим картинам Верещагина повезло в том, что сохранились их подлинные рамы. Выставка в Русском музее интересна и этим аспектом тоже. Хотя японская серия картин утратила парчовые ткани, покрывавшие часть рам, сохранился резной орнамент рам с изображением пионов и мифологических существ – львов карасиси, обогащающий восприятие живописи. В русской серии некоторые рамы, покрытые поталью, больше самих картин, что, на мой взгляд, несколько подавляет живопись, но в целом, несомненно, картины смотрятся более эффектно благодаря рамам. Очевидна ориентация на зрителей и покупателей, для которых картины являлись украшением интерьера. При свечном освещении поталь, имитирующая золото, мерцала, отражая свет, создавала дополнительные блики на живописи. Но, вероятно, помещая небольшие портреты отставного дворецкого, старухи-нищенки, горничной, изображения непритязательных интерьеров деревянных церквей в роскошные рамы, напоминающие богатые оклады икон, Верещагин имел в виду что-то еще. Художник как бы приподнимает жизнь простых людей на более высокий уровень. Глубокая человечность, искренность, непосредственность отличают многие картины Верещагина, делая их по-настоящему притягательными. Самые эмоциональные из них – на военную тему. Наиболее пронзительные ноты были в картинах, сожженных художником, слишком правдивых для обывательского и официального вкусов.
Верещагин известен всем по картине "Апофеоз войны", там где пирамида из черепов, а над ними вороны кружат, да по паре-тройке среднеазиатских сцен - резные двери мечети с дервишами самая известная, из школьных учебников.
Что большинству известно о Верещагине - ничего. А стоит ли?
В этом году свою часть просветительской работы делает Русский музей, в следующем очередную очередь на Серова забабахает Третьяковка.
Верещагин крайне интересный персонаж. Работы писал сериями, под каждую делал описание, выставки собственные организовывал не просто с целью демонстрации работ. Создавал специальную атмосферу. Использовались музыка, объекты прикладного искусства - все для полного погружения в тему. Не выставка, а шоу.
Впрочем, выбранные темы в творчестве были для конца 19 века крайне интересны и уникальны - путешествия в ведомые и неведомые страны, да еще и хроники военных действий. Не художник, а журналист на передовой, путешественник-этнограф, Юрий Сенкевич, клуб путешественников. Работа, что сейчас делают теле и фотокорреспонденты в режиме прямого эфира, он делал привычными изобразительными средствами - кисти-краски-холст, набросок, и потом доработка в парижской или там мюнхенской студии.
Как художник-пейзажист был техничен. Слабое место - портрет, это ужасно. Композиция не всегда выдерживает критику. Много конъюнктурного и (анти)(про)пропагандистского.
Был крайне самолюбив и тщеславен, жаждал признания. Из-за критики уничтожал работы. А иногда просто надувал щеки - не буду больше вам тут это самое больше никогда. Страсть обрамлять картины специально заказанными под каждую рамами вызывает просто недоумение.
Все его путешественнические серии интересны лишь как свидетельство времени и места, где и когда они были сделаны. Но ничего выдающегося в них нет. Это как более-менее симпатично сделанные блоги в инстаграме сейчас.
При этом уровень пафоса и напыщенности. просто зашкаливает.
Впрочем, на том же "Апофеозе" я впервые увидел у русских художников blured-эффект (тот самый, что определил всего Рихтера) - это довольно необычно и придает определенный шарм.
Однако, в творчестве Верещагина нет никакой глубины - все слишком придумано, продумано, искусственно и даже фальшиво. С другой стороны, это и показательно. Фальшивый мир рождает фальшивых художников.