Выставки Москвы

Выставка Россия. ХХ век в фотографиях. 1918–1940, Самара
Самарский художественный музей, 1 декабря 2016 – 31 января 2017, Самара

0
Выставки: Россия. ХХ век в фотографиях. 1918–1940, Самара

Довоенная фотолетопись советской России

Проект «Россия. ХХ век в фотографиях» Московского дома фотографии поделен на несколько частей. В 2008 году в самарской галерее «Виктория» показывали первую его часть — фотографии царской России 1900–1917 годов. Вторая часть фотолетописи показывает жизнь советского государства от революции и первых пятилеток до начала Великой Отечественной войны. В экспозицию вошли работы классиков отечественной фотографии — Аркадия Шайхета, Бориса Игнатовича, Владислава Микоши и других мастеров жанра первой половины ХХ века.

Место проведения

Самарский купец и художник Константин Головкин заложил художественный отдел музея, в котором стали выставляться полотна самарских живописцев. В наше время на постоянной основе действует несколько экспозиций: иконопись, русская живопись, русский авангард, искусство Востока V–XX веков. Особенно интересен отдел с советским искусством.
телефон+7 (846) 332 05 64
адрес
ценаВход 40–120 р., для детей до 16 лет вход свободный
официальный сайт

Отзывы пользователей о выставке «Россия. ХХ век в фотографиях. 1918–1940»

Фото Сергей Козин
отзывы:
7
оценок:
8
рейтинг:
16
9

Мое внимание привлекла выставка советской фотографии 1918-1940 гг от московского МАММ. В полном одиночестве я поднялся на второй этаж и под бдительным присмотром хранительницы культурных ценностей прошел по пустым залам фотовыставки. А вот здесь меня ждало много очень интересного и неожиданного. Большинство их представленных кадров никогда ранее мне не попадались на глаза, хранясь, возможно, в разнообразных спецфондах. Очень любопытны снимки былых вождей, запечатленных в самой непринужденной обстановке, как Сталин с соратниками Рыковым, Зиновьевым, Бухариным и Берией на отдыхе. Никогда я не видел ранее Николая II, пилящего дрова в тобольской ссылке, Дыбенко и Махно вместе или Колчака и Троцкого перед своими войсками.
Но более всего меня заинтересовали портреты простых людей, крестьян, рабочих, красноармейцев. Именно они очень наглядно показывают, какие народные массы всколыхнула революция, кого подняла на поверхность и призвала во власть, вручив винтовки простым бабам или кожаные портфели новым бюрократам. Вглядываясь в их лица, детали одежды, интерьера видишь то время таким, каким оно было на самом деле, а не приглаженным плакатными красивостями и пропагандистским пафосом профессиональных красавцев-актеров в картинах советских живописцев и кинематографистов. Особенно хорошо видны грязь, нищета и забитость народа на фоне сытых и самодовольных властителей их судеб.
Отдельно хочется сказать о цикле фотографий, отражающих повседневную жизнь ГУЛАГа. Явно постановочные кадры столовой с белыми скатертями, официантками перед пустыми столами и чистенького клуба-читальни явно для вертухаев и их начальников разительно контрастируют с примитивными нарами для убогих зэков, робко поглядывающих исподлобья на фотографов в штатском. Символичен херувим с разрушаемого Храма Христа Спасителя с накинутой на шею веревкой. И уж полным апофеозом коллективному безумию выглядит кадр, запечатлевший пионерлагерь на учениях по гражданской обороне, выглядящий как жуткий сюрреалистический кошмар.
В итоге обе выставки создают весьма редкий, но чрезвычайно выразительный симбиоз, выявляющий их взаимосвязь лишь при последовательном и вдумчивом изучении этих экспозиций, разместившихся одна над другой. Картины Брюллова показывают навсегда утраченную Россию (и Италию) 19 века с утонченной красотой благородных ликов русской аристократии и пасторально-идеализированных италийских крестьян. Ну, а фотовыставка раскрывает нам ту советскую Россию, которую мы обрели в 20 веке, во всей ее неприглядной откровенности и грубости, далекой от парадного официоза и беспощадно срывающий романтичный флер с ужасов гражданской войны, послевоенной разрухи, трудовых подвигов энтузиастов, передовиков и чекистов.
Очень жаль, что на фоне явно халтурной выставки Брюллова из северной Пальмиры, рассчитанной на провинциальных профанов, столь неординарная и волнующая фотолетопись осталась фактически незамеченной и обойденной зрительским вниманием. Она явно стоит своих 150 рублей за билет и оставляет только сожаление о своей компактности и желание увидеть на столетие пресловутого Октябрьского переворота нечто подобное, но гораздо более обширное уже в столице. Правда таких фотодокументов позволит очень наглядно и однозначно понять его истинное значение для судеб России и остального мира. Ну, а у самарцев есть еще время до ее закрытия 5 февраля. Очень рекомендую не пропустить.

0
Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить