Роскошные ткани с восточными орнаментами, парчовые и шелковые платья и эскизы к ним — работы Мариано Фортуни привезли в Эрмитаж из венецианского музея-палаццо, где испанский дизайнер жил долгое время. Сын художника-ориенталиста Мариано Фортуни-е-Марсала прославился собственными наработками по нанесению рисунка на ткань — эффектные градации цвета и фактуры можно в деталях изучить на экспозиции. Кроме того, в дополнение к произведениям Фортуни Эрмитаж достал из хранилищ итальянские средневековые и ренессансные ткани, античную скульптуру и восточную керамику, которые служили вдохновением для художника.
Декорат ивно-прикладная, Скульптура |
После насыщенного, эффектного показа ансамблей из коллекций Вячеслава Зайцева эта выставка показалась скудной, фрагментарной, но только поначалу. Значительную ее часть составляет то, к чему прикоснулась рука Фортуни: рисунки орнаментов, пробные оттиски, образцы тканей, картины, фотографии. Рядом с ними то, что его вдохновляло – роскошный венецианский бархат ручной работы XVI века, чудом сохранившиеся фрагменты коптских тканей, выполненных в гобеленовой технике, античные вазы, драпировки античных одежд, высеченные в мраморе, восточные орнаменты из итальянских и эрмитажной коллекций. Экспонаты дают достаточное представление о разносторонних талантах незаурядной личности. Постепенно выставка достигает своей цели, возникает чувство роскоши, великолепия разнообразно орнаментированных шелковых и бархатных тканей Фортуни, его превосходного вкуса. Видео дефиле коллекции Валентино это чувство еще более усиливает. Крой подчеркивает превосходство тканей, воздушных, тончайших, струящихся, переливающихся, формирующих женский образ, влияющих на манеры и самоощущение. Конечно, Фортуни был волшебником, если умел преображать женщин и среду обитания.