Выставки Москвы

Выставка Остроумова-Лебедева — художник и коллекционер, Санкт-Петербург
Михайловский замок, 25 августа – 7 ноября 2016, Санкт-Петербург

6.6

Графика петербургской художницы и ее современников

Анна Остроумова-Лебедева известна прежде всего как график: в гравюрах и акварелях она создавала образ классического Петербурга с набережными и дворцами. Художница скончалась в 1955 году, завещав все свои произведения Русскому музею. В коллекцию тогда попали не только ее собственные рисунки, живопись и гравированные доски, но и произведения других авторов, которых собирала сама Остроумова-Лебедева. Среди них — графика Всеволода Воинова, Константина Сомова и гравюры японских художников XVIII–XIX веков. Работы петербургской художницы и вещи из ее коллекции можно увидеть на выставке в Михайловском замке.

Место проведения

Михайловский замок

Михайловский замок

5.8
Бывшая императорская резиденция и филиал Русского музея
Бывшая императорская резиденция оставалась в распоряжении военного ведомства вплоть до начала 1990-х годов, пока не стала филиалом Русского музея. Сюда перевели собрание «россики» (произведений иностранных художников, работавших в России в XVIII-XIX веках) и открыли постоянную экспозицию скульптуры конца XIX — начала XX века. Здесь же выставлены копии полотен эпохи Возрождения, написанные Петром Соколовым, Федором Бруни, Карлом Брюлловым и другими «академиками».
телефон+7 (812) 570 51 12
адрес
ценаВход 170–450 р., для детей до 16 лет вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
официальный сайт
входит в сетьРусский музей

Отзывы пользователей о выставке «Остроумова-Лебедева — художник и коллекционер»

Фото Наталья Новикова
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
2
7

Выставка «Остроумова-Лебедева – художник и коллекционер» проводится Русским музеем в помещениях Михайловского замка с 25 августа по 7 ноября 2016 года. В целом, небольшие камерные залы хорошо гармонируют с работами художницы, размер которых не отличается масштабностью. Экспозиция занимает всего четыре зала, в каждом из которых чётко определена тематика. Посещение выставки начинается с афиши, где изображён наиболее символичный в данном контексте пейзаж А.П. Остроумовой-Лебедевой - это здание Михайловского дворца, едва вырисовывающееся сквозь деревья и дымку снегопада. На мой взгляд, эта работа отчасти олицетворяет жизнь художницы. Здесь есть Русский музей как некая аллегория искусства, с которым всецело связала свою судьбу Анна Петровна. Но контур его размыт и скрыт пеленой – таким непростым и не всегда ясным оказался путь художницы к собственной технике, индивидуальному стилю и призванию – через эксперименты, путешествия, знакомства. Тот же пейзаж подчёркивает привязанность Остроумовой-Лебедевой к Родине, которую она не покинула даже во время войны. Снежная зима и тёмные, потерянные в холодных просторах фигуры на картине напоминают нам суровые дни Блокады. Общие детали этой работы – строгость и нежность, достоверность и объективность, сдержанность и красота – присущи почти всем творениям художницы. Таким образом, афиша становится не только собирательным образом выставки, но и первым окном в биографию Анны Петровны.
Видимо, не все согласятся с целесообразностью организации выставочного пространства в Михайловском замке, но основная идея этой экспозиции – показать личность через призму творчества, от общего быстрого взгляда к отдельным событиям, вещам, деталям. В этой логике первый зал предваряется биографическими сведениями и искусствоведческим анонсом. Присутствующий здесь материал даёт представление о спектре творчества Анны Петровны, о её художественном поиске. «Вид Малой Невы с Тучкова моста» напоминает работы Альфреда Сислея, «Крым. Виноград» с рядом других картин отсылает зрителя к Клоду Моне, карандашные виды Италии похожи на знаменитые ведуты, а яркие портреты современников и самобытные ксилографии сменяются путевыми акварелями. Этот размах творческого начала указывает на высокую образованность, в том числе – на влияние зарубежных мастеров и веяний моды, на заграничные путешествия и поездки по родной стране, намечает круг знакомств А.П. Остроумовой-Лебедевой.
Второй зал посвящён непосредственно ксилографии с привлечением в качестве бесценных экспонатов досок для оттисков и инструментов для резки по дереву и линолеуму. Такой ход, наряду с использованием зеркал для отражения рисунка на доске, существенно обогащает восприятие экспонатов, придавая выставке большую наглядность, подлинность и научность. Здесь проявляются творческие опыты Остроумовой-Лебедевой в работе с цветом, материалом, рельефом и количеством досок. В подписях к выставочным работам приведены актуальные цитаты из автобиографических записок, что расширяет представление об индивидуальности художницы. Что касается редких недоработок – на фоне светло-розовых стен залов в глаза резко бросаются чёрные задники в рамках с ксилографиями. Учитывая приглушенность цвета каждого изображения (в отличие от живописи, например), чёрный фон способствует большему затемнению поверхности и омрачает восприятие, буквально поглощая своей обширной площадью хрупкую ксилографию. Слегка затрудняют просмотр работ и отблески на стекле, которым закрыты произведения. Тем не менее, личность А.П. Остроумовой-Лебедевой оказывается настолько разносторонней и глубокой, что заставляет зрителя двигаться дальше, в третий зал.
Следующее звено выставочного пространства постепенно приближается непосредственно от творчества к повседневности художницы. В одной части третьего зала представлены образцы японского творчества, сильно повлиявшие на мироощущение А.П. Остроумовой-Лебедевой. Это воздействие передалось ей через западноевропейскую культуру того времени. Другая часть зала знакомит нас с работами современников Анны Петровны – и тех, кто органично дополняет её манеру, и тех, чья тяжеловесность рисунка уравновешивает изящность её линий. Здесь же можно познакомиться с учениками художницы, с теми, кого она вдохновляла и для кого служила ориентиром в искусстве. Наконец, четвёртый зал буквально сталкивает зрителя вплотную с жизнью художницы. В маленьком пространстве перешептываются письма и открытки А.П. Остроумовой-Лебедевой, переглядываются чёрно-белые фотографии, иллюстрирующие будни художницы, её встречи, мероприятия, прогулки. Со стен смотрят портреты Анны Петровны, выполненные разными мастерами, но все одинаково живые, объёмные, красочные. Если в предыдущих залах над картинами и среди ксилографий незримо витал дух Остроумовой-Лебедевой, то в завершающей части экспозиции хозяйка этой коллекции предстаёт перед нами во всей своей полноте и многогранности.
Хотя, как уже было отмечено, выставка небольшая, а Остроумова-Лебедева не является художником мировой величины, всё-таки зритель остаётся под сильным впечатлением. Грамотная организация экспозиционного пространства позволяет не только прикоснуться к прекрасному, а буквально погрузиться в самую глубину творчества, жизни и эпохи, прочувствовать все переливы света и тени, ощутить самым сердцем каждую линию рельефа, каждую деталь контура, каждую линию рисунка. Как мне кажется, эта выставка отвечает современным требованиям, вызовам времени. С одной стороны, она, на первый взгляд, представлена в традиционной для музея манере, а с другой, благодаря применению различных приёмов, в ней появляются элементы популярных сегодня квестов и 3D-аттракционов, что усиливает восприятие представленных экспонатов.

2

Галерея