Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.3

Выставка
Византия сквозь века

Золотые мозаики, фрески и ювелирные изделия родом из Константинополя

Каталог к эрмитажной экспозиции называется «Искусство дивной красоты и духовности», что оправданно, ведь византийское искусство действительно сочетает религиозные основы и узнаваемую эстетику. Настенные и напольные мозаики, фрески, бронзовые сосуды, ювелирные изделия из золота, перегородчатая эмаль и мозаичные иконы — все это в Эрмитаж привезли из десятка музеев и монастырей по всей Греции. На выставке можно увидеть объекты, украшавшие Константинополь на протяжении всего времени существования империи — с IV по XV век.

  • Византия сквозь века – афиша
  • Византия сквозь века – афиша
  • Византия сквозь века – афиша
  • Византия сквозь века – афиша
  • Византия сквозь века – афиша
Историческая

Как вам выставка?

Отзывы

7
Елена Самукова
250 отзывов, 572 оценки, рейтинг 329
22 августа 2016

Среди множества экспонатов выставки самые впечатляющие, на мой взгляд - мозаики, «Св. Петр» Эль Греко, скульптурные портреты, ювелирные изделия. Золотые серьги и браслеты поражают тончайшей виртуозной работой ювелиров, разнообразнейшими оттенками эмали в миниатюрных орнаментах. Наверно, не случайно организаторы выставки расположили самые выдающиеся экспонаты у входов в Николаевский зал. Витрина с шедеврами византийского ювелирного искусства времени расцвета расположена у входа в Николаевский зал из Концертного зала.
С противоположной стороны у входа из реставрируемого сейчас Аванзала выставку неожиданно открывает «Св. Петр» Эль Греко, творивший тогда, когда Византийской империи уже не существовало. Эта картина сразу же вызвала ассоциации с эрмитажными «Апостолами Петром и Павлом». Магия картин Эль Греко невероятная. Среди каких бы экспонатов не находились, они притягивают к себе внимание экспрессией красок и линий, скрытым внутренним драматизмом, сложными оттенками чувств, удлиненными, но при этом кажущимися естественными пропорциями фигур, светоносными складками одежд. На этой выставке обнаруживается связь живописи Эль Греко не только с византийскими иконами, что закономерно, поскольку в юности он обучался иконописи на Крите, но и с римскими и византийскими скульптурными портретами, расположенными рядом. Очевидно, что византийские скульпторы наследовали римскую традицию, но сместили акценты с максимальной передачи внешнего сходства и статуса персонажей на внутреннее переживание, религиозную экзальтацию. Римляне смотрят, как правило, прямо, иногда в сторону, взгляды византийцев обращены вверх, к Богу. Складки одежд и головных накидок более глубокие, резкие, становятся дополнительным выразительным средством, усиливающим эмоциональность образов, как у Эль Греко.
В скульптурном ряду выставки – клейменая крестом голова Афродиты, высеченная из мрамора греческим мастером по оригиналу Праксителя. Поначалу, когда увидела изуродованную красоту, возникло чувство, близкое к оскорблению чувств неверующих. Но это чувство быстро стало вторичным, сменилось другим взглядом, как будто креста и нет. Христианизировав «языческих идолов», византийцы превратили их в декоративное оформление улиц, площадей, зданий, чем они остаются до сих пор в Европе и за ее пределами. Голова Афродиты дает возможность попытаться вернуться к первозданному переживанию. Статуя Афродиты, если бы она сохранилась полностью, была бы намного больше римских копий, хранящихся в Эрмитаже, по масштабу близкой к эрмитажному «Юпитеру». Величие, сила, красота, гармония античных богов особым образом воздействовала на древних греков и римлян. Многометровые статуи, несопоставимые с человеческими размерами, вызывали особое чувство, какое именно, остается только догадываться.
Точно также остается только догадываться, какие чувства испытывали верующие в византийских храмах, где находились мозаики с золотыми и серебряными тессерами. В центре Николаевского зала организаторы выставки поставили арку с ликом Христа, мозаикой из Равенны. Снизу лик казался выполненным как гризайль. К счастью, удалось найти определенные точки зрения и поймать отражение солнечного света. Золотые тессеры засияли чистым солнечным светом. Сначала отдельные блики появились в волосах и глазах, затем весь лик превратился в сияние. Надо полагать, у верующих возникало ощущение сверхъестественного чуда, когда ночной мрак рассеивался, и появлялись лики святых. Когда солнечные лучи проникали вовнутрь храма, на ликах возникало сияние, они постепенно растворялись в этом сиянии, превращаясь в свет. Фантастическое мастерство мозаичистов! Другие мозаики можно рассмотреть вблизи. На мозаике с растительным орнаментом тессеры утоплены в основание на разную глубину под разными углами. Неровная поверхность усиливает эффекты отражения света от стекла, золота и серебра. Изображение то появляется, то исчезает, становясь цветным светом, блестит, сверкает, светится, переливается разными цветами.

1
0
9
АЛЕКСАНДР БОКМАРЕВ
14 отзывов, 52 оценки, рейтинг 13
7 сентября 2016

Чудесная выставка с непонятной, впрочем, концепцией. Экспозиция четко делится на две равные части: поздняя античность (светская) и палеологовское Возрождение (церковное). Временной промежуток, разделяющий эти периоды 1000 лет. Все, что мне пришло в голову: начало и конец Византии. Но концептуально это выглядит довольно натянуто.
Да еще и вишенкой на торте совершенно чудесный Эль Греко. За что отдельное спасибо, но недоумение, вынесенное в первое предложение только усугубляет.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все