Абстракции Василия Кандинского, с одной стороны, стихия чистого цвета, с другой — отсылка к устройству мира из хаоса. Канонические примеры его беспредметной живописи — «Композиция VI» и «Композиция VII» — написаны в 1913 году, когда художник активно работал в мюнхенском объединении «Синий всадник». Их отстраненные названия уже исключают связь с миром реальных предметов. На выставке в Главном штабе эти картины покажут вместе — впервые за 27 лет напротив эрмитажного полотна разместят картину из Третьяковской галереи, будто выполняя завет художника: «Не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить».
Живопись |
Абстракционизм Кандинского многие годы оставался для меня трудно преодолимым барьером. Внимание акцентировалось лишь на отдельных цветовых пятнах, целостного впечатления не складывалось до тех пор, пока картины не переместили в новое большее пространство Главного штаба. Здесь по-настоящему ощутила «звучание цвета и формы» «Композиции VI», когда изменилось освещение, расположение рядом других картин и их взаимодействие, размеры стен и их цвет, ставший более удачным фоном. Масштабной экспрессивной композиции Кандинского в прежней маленькой комнате на третьем этаже Зимнего дворца было также тесно, как звукам симфонического оркестра в камерном зале. Теперь, действительно, симфония цвета, линий и форм зазвучала.
Сейчас в Главном штабе звучит еще одна цветовая симфония Василия Кандинского. На выставке «Притяжение беспредметности» напротив Шестой композиции расположили Седьмую из Третьяковской галереи. Рядом с московской картиной ощущение хаоса, борьбы, разрушения, выраженного в эрмитажной композиции, усиливается. «Композиция VII» вызывает совершенно иное чувство – радость. В ней мало черного цвета, преобладающего в «Композиции VI». При всей красочной изобильности цвета и оттенки более уравновешены. При дальнем рассмотрении все элементы стягиваются к центру, утопая в преобладающем теплом охристом цвете.
Воспринимать абстракционизм Кандинского по-прежнему непросто. По-видимому, для его объемного восприятия нужны подготовленные глаза, чтобы суметь абстрагироваться от привычки считать цвет и форму свойством предметов, так же как для полноценного восприятия симфонической музыки нужны подготовленные уши. Но когда барьер восприятия удается преодолеть, открывается другой мир.