Москва
6.3

Выставка
Семья Кранахов между Ренессансом и маньеризмом

Живопись и графика немецкой художественной династии

Открывшись сначала в Пушкинском музее в Москве, выставка художественной династии Кранах теперь разместилась в залах Зимнего дворца. У истоков семьи художников — Лукас Кранах Старший — придворный живописец курфюрста Саксонского. Именно он организовал художественную мастерскую, которой позже стал управлять его сын Лукас Кранах Младший, затем его внуки и правнуки. То, что создавалось в этой мастерской, для XVI века было дерзким новаторством: Кранах Старший был достаточно смелым в изображении женских тел, людских лиц и вообще в выборе сюжетов. Поэтому, пожалуй, центральной картиной выставки можно считать полотно «Венера и Амур», изображающее едва ли прикрытую прозрачной вуалью языческую богиню.

  • Семья Кранахов между Ренессансом и маньеризмом – афиша
  • Семья Кранахов между Ренессансом и маньеризмом – афиша
  • Семья Кранахов между Ренессансом и маньеризмом – афиша
  • Семья Кранахов между Ренессансом и маньеризмом – афиша
  • Семья Кранахов между Ренессансом и маньеризмом – афиша
Живопись, Графика

Как вам выставка?

Отзывы

7
Елена Самукова
250 отзывов, 572 оценки, рейтинг 329
4 июля 2016

Выставка во многом изменила мое отношение к Лукасу Кранаху, которое было довольно равнодушным. Повезло вдвойне – сначала попасть на лекцию, где оказался аншлаг, затем на экскурсию по выставке. Собирались посетить другие выставки в Эрмитаже, но к счастью, пока стояли в очереди за билетами, услышали объявление об экскурсии.
Хотя по какой-то причине некоторые картины московской выставки до Петербурга не доехали, тем не менее, эрмитажная выставка достаточно полно представляет деятельность Лукасов Кранахов и их мастерской. Только гравюры Лукаса Кранаха Старшего заполнили целых два зала. Некоторые из картин и рисунков - перемещенные из Германии после войны, и по этой причине показываются публике впервые. Их местонахождение до сих пор было известно лишь узкому кругу российских специалистов. Среди картин забавная подделка XIX века, подаренная Александру I под видом Кранаха.
Индивидуальный стиль Лукаса Кранаха Старшего запоминается быстро и легко узнается. Найденные композиционные приемы, типы лиц и фигур, отдельные детали, как например, тончайшая, едва заметная вуаль, копируются в мастерской многократно. Диагональ мужских фигур, борющихся за женщину в «Серебряном веке», повторяет диагональ крестов «Распятия». Женские портреты в той или иной степени похожи друг на друга, тем более, несколько манерные женские фигуры с удлиненными пропорциями. Кранах создал свой тип женской красоты, и ни он, ни его мастерская далеко от него не уходят. Кранах первым из немецких художников изобразил обнаженную Венеру и чаще других писал обнаженные женские фигуры. Чувствуется его двойственное отношение к женщине. Он создает идеализированный женский образ, любуется женской красотой, но вместе с тем эта красота таит в себе опасность грехопадения. В «Адаме и Еве» лица психологически точно выражают смысл этого библейского сюжета: нежную страсть и преданность Адама Еве, захватившие Еву искушения, нарушившие гармонию отношений.
Выставка приоткрывает завесу веков через сюжеты, любимые художниками и их заказчиками, через портреты личностей, создававших историю – Мартина Лютера, Альберта Бранденбургского, торговавшего индульгенциями, чтобы расплатиться за купленные должности, курфюрста Фридриха Мудрого, основавшего университет в Виттенберге и поддержавшего Лютера, Иоганна Фридриха, последнего патрона Лукаса Кранаха. Кранаху заказывали портреты даже ярые противники его друзей, потому что ценили качество его работы. Значительная часть портретов, представленных на выставке, написана не Кранахом Старшим, а его подражателями, что может быть, снижает их художественную ценность, но усиливает значимость самого мастера.
После посещения лекции- выставки- экскурсии Лукас Кранах, один из первых протестантов, близкий друг Лютера, придворный художник, верный своему патрону до конца, последовавший за ним в плен и в изгнание в преклонном возрасте по доброй воле и из чувства долга, в моем представлении обрел плоть и кровь художника, выразившего эпоху «между Ренессансом и маньеризмом», выработавшего свой индивидуальный стиль, заслужившего почет и богатство не только трудом, но и коммерцией.

1
0
9
Maria Vedernikova
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 1
13 июня 2016

Ну что тут говорить, Кранах есть Кранах!
Потрясающая выставка, удивительные полотна, прекрасные светящиеся лики, от Иисуса глаз не оторвать!
Грех не воспользоваться таким шансом увидеть столько картин Кранаха в одном месте и пополнить душу этими впечатлениями!

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все