Выставки Москвы

Выставка Таир Салахов. Солнце в зените, Москва
Третьяковская галерея, 22 января – 20 марта 2016

7.9

Большая ретроспектива патриарха «сурового стиля»

«Друг Шостаковича и Раушенберга», отец известной галеристки и художницы Айдан Салаховой, Таир Салахов был ключевой фигурой советского культурного пространства второй половины XX века. Еще в 50-е годы студент из Азербайджана привлек внимание к своему творчеству мощной дипломной работой, а в 60-е стал одним из представителей «сурового стиля» — важного романтического направления в советском реализме. Его герои — волевые, сосредоточенные — стали воплощением мечты целого поколения об обновлении, но при этом не стали символом нонконформизма. В отличие от многих признанных художников того времени, Таир Салахов никогда не был отщепенцем, он занимал такие должности, как секретарь правления Союза художников СССР, — и одновременно дружил со многими западными художниками, способствуя организации их первых выставок на территории Союза. Кураторы ретроспективы попытались уйти от стереотипов и показать картины Салахова как в первый раз — от романтического флера раннего «сурового стиля» до зрелых работ признанного мастера.

Место проведения

Третьяковская галерея
Главный музей отечественного искусства в Москве
Третьяковка с 2017 года официально разделилась на два комплекса: на Крымском Валу теперь «Новая Третьяковка» и XX век, в Лаврушинском переулке — все, что было раньше. В старой без малого 1300 произведений — от икон и мозаик XI века до портретов и пейзажей начала века XX. Среди безусловных шедевров — «Троица» Андрея Рублева и «Явление Христа народу» Александра Иванова.  Временные выставки-блокбастеры с равным успехом проходят и в старом, и в новом здании: шедевры Ватикана, например, показывали в Инженерном корпусе комплекса на Лаврушинском, а смотр работ периода оттепели проходил на Крымском Валу. Очереди, впрочем, стоят перед обоими филиалами, так что билеты лучше покупать заранее.  
телефон+7 (495) 957 07 27
адрес
ценаВход 150–450 р., для детей до 18 лет вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
официальный сайт
входит в сетьТретьяковская галерея

Галерея

Отзывы пользователей о выставке «Таир Салахов. Солнце в зените»

Фото Nikolay Gudkov
отзывы:
12
оценок:
12
рейтинг:
29
9

Выставке Таира Салахова в Инженерном корпусе Третьяковки не повезло, она оказалась в тени ретроспективы Валентина Серова в галерее на Крымском валу. В залах - пустынно, много пространства и света, посетители редки - смотреть картины живого классика легко и приятно.
Мне нравится живопись Серова за непревзойденное умение показать личность в письме ярче, чем в жизни. Но личности на его полотнах - сплошь элита уходящей империи: челны царской семьи, аристократия и русское купечество. В общем, та самая светская братия, которая и сгубила великую Россию. Та самая элита, бесславный конец который предчувствовал Антон Павлович Чехов, повествуя о ленивом и безыдейном, потерянном дворянстве. И во взглядах с портретов Серова на тебя смотрит спесивая и заносчивая, богатая и высокомерная, но пустая, за редким исключением, кончено, душа. Московская публика штурмовала ЦДХ, потому что хотела причастится света и яркости Российской Империи, чтобы, быть может, подсознательно навести мосты к старой, доброй традиции русского мира, отдохновению и богатой безмятежности дореволюционной России.
На полотнах же советско-азербайджанского художника воспевается труд, простой и предметный. Суровые мужики в робах - после вахты на нефтепромысле, композиторы - в муках творчества, музыканты - в самозабвенной игре. Рядом с пейзажами небогатой апшеронской природы, итальянских и венецианских красот - унылые, но правдивые, схваченные тонким письмом виды промышленных кварталов и железных дорог. Удивительные по композиционному и цветовому решению полотна. И тут же -совершенно фольклорный потрет мальчика на фоне какого-то чудесного самшито-гранатового дерева или декоративная сцена корриды с закланием быка тореадором. Яркие, самобытные и разнообразные сюжеты, стиль, краски. От картин Салахова советского периода веет надеждой, оптимизмом и радостью работы и творчества. И лишь с 90-х в полотна приходит грусть и тоска, натюрморты последних лет также беспросветно тоскливы.
На выставке - много работ из частных коллекций, увидеть которые в одном месте - большая удача. Еще бОльшая удача - подпитаться энергией и энтузиазмом, прекрасной живописью классика советской школы с уклоном в фольклор и интересом к быту тружеников буровой, смычка и клавиш...

Фото Anna Chizhova
отзывы:
4
оценок:
59
рейтинг:
2
9

Для меня эта выставка (да и вообще жанр, в котором пишет картины Салахов) явилась откровением. Обычно моё внимание привлекают работы периода Ренессанса, Романтизма, но никак не современники. Но Таир Салахов - это уже история. Его картины настолько богаты пёстрыми оттенками красок, чёткостью прорисовки, геометричностью и целостностью композиции. Этот художник поражает своей любовью к цвету. Не говоря уже о любви к родине, которую он с лёгкостью передаёт через свои творения. Буйство красок придаёт картинам игривость, но вместе с тем и суровость. Недаром ведь сам жанр носит название "сурового реализма". Салахов показал не столько суровость, сколько жизнь в её многоликом образе - таком суровом и таком красочном. Браво!

Фото Барт Малеев
отзывы:
529
оценок:
525
рейтинг:
526
9

Отличная выставка. Подозреваю, что все заслуженные регалии Таира Салахова , получены им, в основном, за изображение индустриального труда на каспийских нефтепромыслах. И это совершенно справедливо. Но я для себя нашел три полотна от которых трудно отвести взгляд, и вообще отвернуться. Речь идет о "Веранде", "Утренней веранде" и изображении улочки непомнювкаком азербайджанском городке. От этих картин натурально исходит солнечный жар. И очевиден контраст между относительно прохладной тенью и раскаленной, ослепительной поверхностью белого камня. Чуть дальше - море. Велли-колепно.

Фото Irina Puzanova
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
0
9

Лично для меня эта выставка и Таир Салахов стали открытием творческого года. Произведённое впечатление, пожалуй, самое яркое за последние годы. "Суровый" стиль мне показался настолько пронизанным любовью к Родине, к своему народу, к героическому труду, романтикой Каспия и востока, что эта суровость в итоге порождает самые высокие чувства, и затрагивает трепетные уголки души зрителя. Это эпохальный соцреализм, которого уже нет, и вряд ли будет. Ярчайшее отражение советского союза, настоящая гордость за свою страну, исключительная экспрессия в рамках своего времени. Это гении, которых надо знать и ценить их уникальность. К нему не подойдут эпитеты "разный, непредсказуемый ", он узнаваем, у него четкий характер и в этом вся харизма этих выдающихся картин.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить