Большая ретроспектива патриарха «сурового стиля»

«Друг Шостаковича и Раушенберга», отец известной галеристки и художницы Айдан Салаховой, Таир Салахов был ключевой фигурой советского культурного пространства второй половины XX века. Еще в 50-е годы студент из Азербайджана привлек внимание к своему творчеству мощной дипломной работой, а в 60-е стал одним из представителей «сурового стиля» — важного романтического направления в советском реализме. Его герои — волевые, сосредоточенные — стали воплощением мечты целого поколения об обновлении, но при этом не стали символом нонконформизма. В отличие от многих признанных художников того времени, Таир Салахов никогда не был отщепенцем, он занимал такие должности, как секретарь правления Союза художников СССР, — и одновременно дружил со многими западными художниками, способствуя организации их первых выставок на территории Союза. Кураторы ретроспективы попытались уйти от стереотипов и показать картины Салахова как в первый раз — от романтического флера раннего «сурового стиля» до зрелых работ признанного мастера.

Как вам выставка?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о выставке «Таир Салахов. Солнце в зените»

Фото Nikolay Gudkov
Фото Nikolay Gudkov
отзывы: 16
оценки: 16
рейтинг: 68
9

Выставке Таира Салахова в Инженерном корпусе Третьяковки не повезло, она оказалась в тени ретроспективы Валентина Серова в галерее на Крымском валу. В залах - пустынно, много пространства и света, посетители редки - смотреть картины живого классика легко и приятно.
Мне нравится живопись Серова за непревзойденное умение показать личность в письме ярче, чем в жизни. Но личности на его полотнах - сплошь элита уходящей империи: челны царской семьи, аристократия и русское купечество. В общем, та самая светская братия, которая и сгубила великую Россию. Та самая элита, бесславный конец который предчувствовал Антон Павлович Чехов, повествуя о ленивом и безыдейном, потерянном дворянстве. И во взглядах с портретов Серова на тебя смотрит спесивая и заносчивая, богатая и высокомерная, но пустая, за редким исключением, кончено, душа. Московская публика штурмовала ЦДХ, потому что хотела причастится света и яркости Российской Империи, чтобы, быть может, подсознательно навести мосты к старой, доброй традиции русского мира, отдохновению и богатой безмятежности дореволюционной России.
На полотнах же советско-азербайджанского художника воспевается труд, простой и предметный. Суровые мужики в робах - после вахты на нефтепромысле, композиторы - в муках творчества, музыканты - в самозабвенной игре. Рядом с пейзажами небогатой апшеронской природы, итальянских и венецианских красот - унылые, но правдивые, схваченные тонким письмом виды промышленных кварталов и железных дорог. Удивительные по композиционному и цветовому решению полотна. И тут же -совершенно фольклорный потрет мальчика на фоне какого-то чудесного самшито-гранатового дерева или декоративная сцена корриды с закланием быка тореадором. Яркие, самобытные и разнообразные сюжеты, стиль, краски. От картин Салахова советского периода веет надеждой, оптимизмом и радостью работы и творчества. И лишь с 90-х в полотна приходит грусть и тоска, натюрморты последних лет также беспросветно тоскливы.
На выставке - много работ из частных коллекций, увидеть которые в одном месте - большая удача. Еще бОльшая удача - подпитаться энергией и энтузиазмом, прекрасной живописью классика советской школы с уклоном в фольклор и интересом к быту тружеников буровой, смычка и клавиш...

4
0
...
31 января 2016
Фото Anna Chizhova
Фото Anna Chizhova
отзывы: 4
оценки: 59
рейтинг: 2
9

Для меня эта выставка (да и вообще жанр, в котором пишет картины Салахов) явилась откровением. Обычно моё внимание привлекают работы периода Ренессанса, Романтизма, но никак не современники. Но Таир Салахов - это уже история. Его картины настолько богаты пёстрыми оттенками красок, чёткостью прорисовки, геометричностью и целостностью композиции. Этот художник поражает своей любовью к цвету. Не говоря уже о любви к родине, которую он с лёгкостью передаёт через свои творения. Буйство красок придаёт картинам игривость, но вместе с тем и суровость. Недаром ведь сам жанр носит название "сурового реализма". Салахов показал не столько суровость, сколько жизнь в её многоликом образе - таком суровом и таком красочном. Браво!

1
0
...
8 февраля 2016
Фото Барт Малеев
Фото Барт Малеев
отзывы: 657
оценки: 653
рейтинг: 569
9

Отличная выставка. Подозреваю, что все заслуженные регалии Таира Салахова , получены им, в основном, за изображение индустриального труда на каспийских нефтепромыслах. И это совершенно справедливо. Но я для себя нашел три полотна от которых трудно отвести взгляд, и вообще отвернуться. Речь идет о "Веранде", "Утренней веранде" и изображении улочки непомнювкаком азербайджанском городке. От этих картин натурально исходит солнечный жар. И очевиден контраст между относительно прохладной тенью и раскаленной, ослепительной поверхностью белого камня. Чуть дальше - море. Велли-колепно.

0
0
...
29 февраля 2016
Фото Irina Puzanova
Фото Irina Puzanova
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 0
9

Лично для меня эта выставка и Таир Салахов стали открытием творческого года. Произведённое впечатление, пожалуй, самое яркое за последние годы. "Суровый" стиль мне показался настолько пронизанным любовью к Родине, к своему народу, к героическому труду, романтикой Каспия и востока, что эта суровость в итоге порождает самые высокие чувства, и затрагивает трепетные уголки души зрителя. Это эпохальный соцреализм, которого уже нет, и вряд ли будет. Ярчайшее отражение советского союза, настоящая гордость за свою страну, исключительная экспрессия в рамках своего времени. Это гении, которых надо знать и ценить их уникальность. К нему не подойдут эпитеты "разный, непредсказуемый ", он узнаваем, у него четкий характер и в этом вся харизма этих выдающихся картин.

0
0
...
31 января 2016