Причудливая смесь антиквариата, картин музейного уровня и вполне проходных работ из частных коллекций, все это — под храмом Христа Спасителя

Громко разрекламированная выставка шедевров русского реалистического искусства из частных коллекций создана с размахом и пафосом. Иконы соседствуют с картинами Репина, а предметы интерьера императоров из династии Романовых — с живописью Михаила Нестерова, чья работа «Видение отроку Варфоломею» из собрания Третьяковки почитается новыми православными чуть ли не наравне с иконами Святого Сергия. Эклектичная выставка, в принципе, качественно отражает современный российский массовый вкус в искусстве.

Как вам выставка?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о выставке «Художественные сокровища России: от иконы до живописи модерна. Лучшее из российских собраний»

Фото Кирилл  Самойлов
Фото Кирилл  Самойлов
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 10
5

ПОИСКИ СОКРОВИЩ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. РЕКОГНОСЦИРОВКА.
В апреле 2013 года я наткнулся случайно на информацию, что в Центре изящных искусств на Волхонке проходит Russian Antiques and Fine Arts Fair (RAFAF) — ежегодная выставка классического искусства, которая реализуется совместно с рядом авторитетных европейских галерей. Основной темой выставки, как гласил крохотный анонс, было «Искусство семьи Брейгелей и фламандская живопись 17 века». Были заявлены помимо уже упомянутых и мной нежно любимых Брейгелей, и Рембрандт, и Рубенс, Кандинский и Роден, и пр., и пр. Но, самое интересное, что никакого ажиотажа в Москве по поводу такого значительного события не наблюдалось, Более того, кроме адреса: улица Волхонка дом 15 – никаких координат и контактов этого загадочного Центра также нигде не было. Собственно, и здание такое на карте отсутствовало. Однако, объявленный дедлайн выставки неумолимо приближался и увидеть шедевры очень хотелось. После проведенных оперативно-розыскных мероприятий удалось найти телефон. Милый женский голос дотошно выяснял у меня о цели звонка, откуда я узнал о выставке и т.д. Очевидно, удовлетворившись моими ответами, мне была назначена встреча на конкретный день и время. Выйдя из подземного перехода станции метро «Кропоткинская» я уткнулся в шлагбаум и будку с охраной. Выяснив цель моего прихода, охранник куда-то позвонил, и через некоторое время появилась девушка и провела меня через «границу». Глаза, Слава Богу, мне не завязывали, но ни на один вопрос о том, что находится справа и слева по ходу движения скромно не отвечали. В результате мы попали в прекрасно оформленное выставочное пространство, в котором находились и вышеуказанные шедевры, объемные бронзовые и мраморные произведения искусства, антикварная мебель etc. Было совершенно очевидно, что я попал в «серьезную» коммерческую галерею. Если бы провести социологическое исследование среди москвичей в то время, думаю, 88% населения даже не догадывалось, что помимо концертного зала, музея, и много чего другого, при Храме Христа Спасителя есть еще и это учреждение. Я отснял наиболее интересные экспонаты и решил отслеживать следующие мероприятия нового для меня очага культуры. Но, больше никакой информации из этого места не поступало, до сих пор…
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.ОСТРОВ СОКРОВИЩ
Неожиданно в социальных сетях началась активная реклама выставки «Художественные cокровища России. Лучшее из российских собраний: от иконы до живописи модерна». Когда я посетил сайт выставки, то меня сразу сразил наповал следующий перл: «На протяжении почти столетия полотна величайших русских мастеров тщательно скрывали от посторонних глаз в попытке уберечь, поскольку исторические катаклизмы следовали один за другим: первая мировая война, затем революция, эмиграции, репрессии, вторая мировая война, нестабильные времена... Только теперь шедевры российской живописи, которые никогда прежде не демонстрировались широкой аудитории, готовы предстать перед публикой.» Сердце забилось с перебоями.. Неужели.. Библиотека Ивана Грозного найдена, а может обозы Наполеона или тайники Геринга?? Оставалось одно – хватать фотоаппарат и бежать раскрывать тайны! Маршрут был мне уже знаком. Передо мной как на первомайской демонстрации шествовали шеренги бабушек с внуками. И вот, наконец, когда я стал, работа за работой, знакомиться с экспозицией, то почти с каждой второй я стал здороваться как со старыми знакомыми, т.к. лично мне эти картины были хорошо знакомы. Часть из них я знал по галереям, специализирующихся на русском искусстве, другие выставлялись на продажу в павильоне "Форум" в ЦВК "Экспоцентр" на Красной Пресне и на Шестом, и на Седьмом Московском международном салоне изящных искусств. Было понятно, что я попал на очередной коммерческий проект. Но, проект, заслуживающий внимания по целому ряду обстоятельств. Во-первых, сувенирный сопутствующий набор был не хуже чем на любой европейской выставке (открытки, магниты, блокноты, кружки и т.д.). Новая форма продажи услуги – выставочный сертификат. Справедливости ради надо отметить, что находящийся через дорогу пушкинский музей только начал подходить к этому уровню. Во-вторых, использование высоких технологий, современных аудио-систем у многих картин. В-третьих, прекрасный слоган про «сокровища» сейчас особенно воспринимается патриотически настроенным населением. Кстати, когда И.А.Антонова делала подобную выставку к 100-летию ГМИИ, на которой были представлены действительно шедевры музейного уровня, она ее назвала скромно «Портреты коллекционеров», а ведь на ней экспонировались реально «художественные сокровища», в том числе и российские. Кто-то мне напомнит, но ведь бабушек с внуками на выставку сегодняшнюю пускают бесплатно. Правильно. Пускают. Правда, когда этот «бесплатный поток» увеличился, их теперь пускают бесплатно только со вторника по четверг. Но, и это еще не все. Помните старый анекдот про Раскольникова: десять бабушек – уже рубль! Сам был свидетелем того, что никто из них не уходит с пустыми руками, что-нибудь в сувенирном киоске да прикупят на память о «сокровищах». Кроме того, думаю, что посетителей на «сокровищницу» больше Фэйсбука дали именно бабушки и внуки! Ведь именно они приходят домой и говорят среднему поколению: Хватит смотреть телек и пить пиво, сходите, посмотрите: Третьяковка отдыхает!
Но, посетители – это только один аспект этого талантливого проекта. Да, не смогли галереи продать эти картины ни на Шестом, ни на Седьмом Московском международном салоне изящных искусств, а Восьмой-то салон в мае был отменен. И… правильно! Работы поступают на продажу в галерею кафедрального собора, статус их поднимается ДО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СОКРОВИЩ РОССИИ! Когда выставку закрывали без предупреждения на «спецобслуживание», видели бы вы КАКИЕ большие и с КАКИМИ номерами выстроились машины к шлагбауму.
И какой же вывод из всего вышеизложенного. Если вас действительно интересуют художественные сокровища России, то нужно идти по давно известным адресам: Исторический музей, Третьяковская галерея, Русский музей etc. Если вам нужно украсить гостиную домика на Рублевке, то можно зайти и прицениться на эту выставку. Бабушку и внука до 7 лет со вторника по четверг все-таки отправить можно, во-первых - это будет бесплатно для них, а во-вторых, там они увидят знакомые пейзажи с обложек учебников «Родная речь». Работ серьезного музейного уровня, на этой выставке можно сосчитать на пальцах одной руки, а говорить о "сокровищах", с моей точки зрения, просто неприлично. Выставка рассчитана на средний уровень культуры. Да. в экспозиции можно найти работы известных российских художников, но эти картины, к сожалению, составляют в целом китч своего времени. Даже известные художники работали в соответствии со вкусами заказчиков. Сейчас, просто, история повторяется. Почему-то вспоминаются социальные сети. Там всем этим произведениям поставили бы лайки. Кто-то из великих сказал: Жизнь очень коротка чтобы читать плохие книги!

9
0
...
30 декабря 2015
Фото Nataly Zelenskaya
Фото Nataly Zelenskaya
отзывы: 111
оценки: 134
рейтинг: 67
9

Выставка просто шикарная. Не понимаю, почему про нее нигде ни слова не говорят. В основном представлены экспонаты из личных коллекций. Рекомендую всем.

4
0
...
30 ноября 2015
Фото Иван Монахов
Фото Иван Монахов
отзывы: 132
оценки: 133
рейтинг: 358
9

Хочу посоветовать всем, неравнодушным к произведениям российского искусства XIX начала XX века посетить выставку "Художественные сокровища России: от иконы до живописи модерна. Лучшее из российских частных собраний", что проходит до 14 февраля в ультрасовременной галерее Храме Христа Спасителя.
Предметы из малахита, хрусталя и бронзы, фантастически прекрасные оклады икон, выполненные российскими мастерами - выше всяких похвал. Но ... главное это подбор живописи. Представлены практически все "Передвижники" (ниже я дал перечень по памяти авторов представленных работ). Если есть желание увидеть широчайшую ретроспективу Российской живописной школы, разом ознакомить подрастающее поколение и получить удовольствие от увиденного - вам сюда! Достойнейше представлены - Айвазовский и Поленов. Есть весьма интересная графика Сурикова...

Перечень по памяти:
Илья Репин (1844-1930)
Архип Куинжи (1842-1910)
Василий Суриков (графика) (1848-1916)
Иван Шишкин (1833-1898)
Василий Перов (1834-1882)
Николай Рерих (1874-1947)
Виктор Васнецов (1848-1926)
Иван Айвазовский (1817-1900)
Михаил Нестеров (1862-1942)
Борис Кустодиев (1878-1927)
Алексей Саврасов (1830-1897
Василий Паленов (1844-1927)
Карл Брюллов (1799-1852)
Василий Верещагин (1842-1904)
Кузьма Петров-Водкин (1878-1939)
Константин Коровин (1861-1939)
Исаак Левитан (1860-1900)
Иван Шультце (1874-1939)
Иосиф Крачковский (1854-1914)
Юлий Клевер (1850-1924)
Владимир Орловский (1842-1914)
Степан Бакалович (1857-1947)
Гавриил Кондратенко (1857-1924)
Сергей Грибков (1822-1893)
Иван Вельц (1866-1926)

3
0
...
8 января 2016
Фото Андрей Иванов
Фото Андрей Иванов
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 3
9

Выставка отличная! Очень впечатлило! Получили массу положительных эмоций. Нам повезло, попали на демонстрацию голограммы балерины, это что то. Приятно, когда сочетаются классические работы с современными технологиями. Брали на прокат планшет. Аудио гид - прошлый век. Планшет наводишь на картину и она "оживает", начинается ее анимация. И еще много чего интересного можно делать с его помощью. Даже для детей можно квест пройти, хотя нам самим это было интересно с женой. Посетите обязательно выставку и возьмите планшет, не пожалеете!!

3
0
...
7 декабря 2015
Фото Надежда Карпова
Фото Надежда Карпова
отзывы: 195
оценки: 195
рейтинг: 185
7

Вчера, то есть 3 января 2015 года, я таки побывала на одной из самых интересных выставок Москвы – «Художественные сокровища России». Скажем так, обошлось не без жертв с моей стороны.

Первое и основное – организация продажи билетов. Онлайн их нет, да и не помогло бы. Я приехала к выставке около 12. Очередь на вход (!!) была от метро, но не очень большая, но пусть это никого не обманывает. В этой очереди на холоде пришлось простоять почти час, так что даже я – изрядно утеплившаяся – начала пританцовывать. Запускают людей группами, не очень большими. Никакого комфорта здесь нет – ни чая нет, ни кофе, ничего горячего, так что холодно, думаю, позже было еще хуже. Так что вывод – ехать надо к 10, то есть к открытию. Следующий квест – гардероб. Маленький и не рассчитанный на такие толпы. Есть вешалки просто в открытом доступе, кому лень стоять, но можно сдать за номерок, принимают пакеты и шапки – без проблем. Здесь было быстрее, но, когда я уезжала, очередь в гардероб приобрела катастрофический масштаб. Очередь за билетами не очень большая, можно взять виртуальный гид (планшет) и аудиогид (уже после захода на выставку). Аудиогид интереснее, считаю, так как значков для него было на порядок больше, чем для виртуального гида. Выдают под залог - документ или деньги. Это отличие от той же Барселоны, кстати, где никто нигде никакой залог не просил. Гид как телефон, то есть без наушников. Впрочем, экскурсия с аудиогидом не очень продуманная: залы не пронумерованы, можно запутаться, так что надо бы физически запоминать, где были. Кроме того, нет совершенно никаких пояснений о картинах, кроме даты и имени автора, ни истории – ничего, хотя я периодически видела подробные описания экспозиции каждого зала на других выставках. В чем проблема была напечатать и повесить, не понятно. А помогло бы тем, кто аудиогид не брал.

Выставка действительно масштабная и интересная. Сначала кажется, что для аудиогида мало значков, но это только кажется. В самом начале есть два средних размеров зала с церковным искусством, что поначалу чуть огорчает, так как хотелось больше светского искусства. Но на этом тема церкви закрывается. На оба эти зала от силы где-то 3-4 записи аудиогида, достаточно информативных, но можно было бы и более, так как вопросы возникают. Представлены в основном иконы в окладах.

Светское искусство занимает однозначно большую часть времени и записей аудиогида. Если в начале выставки есть явное посвящение церкви и Крыму, то далее – простор. Основное направление – широта и величие России, ее масштабы и бесконечность (то есть пейзажи), но не так уж мало картин на сюжеты манящего Средиземноморья (в основном, Италия, причем у всех) и на античные сюжеты. Записи аудиогида, как правило, посвящены художнику и его работам на выставке, но описываемую практически всегда рассматривают с вниманием. Признаюсь, это позволяло увидеть детали.

Очень здорово придумали поставить елку на перекрестке, она служит хорошим ориентиром, плюс люди на ее фоне фотографируются. В разные стороны от елки расположены по несколько залов. Хочу отметить, что, как минимум, в одном зале рядом с картинами звучат звуки, которые соответствуют этим картинам. Например, изображено стадо овец, и рядом их блеяние, или море – и крик чаек. Классно.

Отдельно хочу отметить темный зал. Там представлена смесь искусств, отход от привычных картин к чему-то более необычному. Очень много записей аудиогида именно там, к слову. А еще там есть сцена. В начале каждого часа там разыгрывается мини-представление. Проекция балерины танцует под «Лебединое озеро», настолько это выглядит правдоподобно, что кажется, будто балерина живая.

Итого, на выставке представлены картины, в большинстве своем, не очень известных авторов, но есть и Левитан, например. Кроме того, есть предметы церковного искусства (иконы в окладах), немного исторической мебели, а также предметы интерьера. На самой выставке в некоторых залах есть лавочки и табуретки. Очень кстати. С аудиогидом на выставку придется потратить 3,5 часа, не меньше. Поэтому я искренне поразилась людям, которые в полпятого вечера стояли в очереди в гардероб сдать одежду. Неужели они рассчитывали обойти всю выставку за час? Это нереально.

К слову об организации. Я вообще не очень поняла, почему выставка позволяет себе не работать в новогодние каникулы и закрывается неприлично рано. При таком-то ажиотаже. К слову, вход не бесплатный ни разу – в число бесплатных музеев определенно не вошла.

2
0
...
4 января 2016