Семь лет куратор Вера Погодина предлагала российским художникам-концептуалистам не иллюстрировать известные литературные произведения, а поделиться ассоциациями. В результате получились три проекта: «Горе от ума», «Мертвые души» и «Волки и овцы», показанные на 3-й, 4-й и 5-й Московской биеннале современного искусства и объединенные для нижегородского Арсенала в один. Своим видением тем поделились сорок художников, в их числе Андрей Монастырский, Юрий Альберт, Александр Виноградов, Владимир Дубосарский и Ирина Нахова, представлявшая Россию на Венецианской биеннале этого года.
Инсталляция |
Арсенал позиционирует себя как живое актуально пространство, поэтому идея выставки как коллекции объектов современного искусства собранных по принципу созвучности известным произведениям русской литературы, звучит весьма остроумно.
Выставка включает в себя 3 раздела: "Горе от ума", "Мёртвые души" и "Волки и овцы".
В составе экспозиции работы "более 40 отечественных авторов разных поколений и мировоззрений" (как гласит напутственная брошюра). То есть экспозиция причёсана под тематику, что в принципе сужает толкование каждой составляющей как самостоятельного объекта. Ты постоянно думаешь: а каким местом это соотносится с проблематикой произведения.
Разделы о проявлениях ума и волкоовцы на мой взгляд собраны по принципу абсолютной наглядности: от графики до видео. возникает вопрос: разве я пришла на выставку любителей волков,овечек и мозгов?
Более интересными и глубокими показались мне "Мёртвые души". Есть отсылки к книге, её героям и размышления о понятии души,её проявлениях и соотношениях.
Подведу итог, если Вы не воспринимаете современное искусство, или не воспринимаете нетрадиционное толкованию классики, то будете долго отплёвываться после похода на выставку. Я вернусь на "Русскую хрестоматию" за парой кадров.