Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.6

Выставка
Фрида Кало. Автопортрет с обезьянкой

Выставка одной картины мексиканской художницы

Автопортрет — центральный жанр в творчестве мексиканской художницы. Густые темные брови, замысловатая хала, цветы в волосах и ворот национального одеяния — неотъемлемые атрибуты погрудных изображений Кало. Меняющиеся раз от раза детали — попугаи, кошки, неродившиеся младенцы и терновые ожерелья — составляют метафорический словарь мыслей и переживаний физически больной художницы. В работе, привезенной в Эрмитаж из мексиканского собрания предпринимательницы Долорес Ольмедо, художница помещает в свое окружение гвоздь, обезьянку, скульптуру доколумбовой эпохи и собаку. Значение этих атрибутов расшифровать несложно: гвоздь символизирует обман со стороны мужа, муралиста Диего Риверы, а обезьянка — преданный друг, заменявший Кало детей, о которых не могло быть и речи после тяжелейшей аварии, в которую она попала в 18 лет.

  • Фрида Кало. Автопортрет с обезьянкой – афиша
  • Фрида Кало. Автопортрет с обезьянкой – афиша
Живопись

Как вам выставка?

Отзывы

7
Кирилл Титков
55 отзывов, 274 оценки, рейтинг 111
18 ноября 2015

Непосредственность восприятия произведения искусства сильно зависит от накопленного багажа знаний. Помните у Бродского: "Скорость пули при низкой температуре сильно зависит от свойств мишени, от стремления согреться в мускулатуре торса, в сложных переплетениях шеи". Так и с искусством, и с картиной Кало, наше восприятие стремиться достигнуть тихой гавани накопленных знаний, создать из известных фактов некий кокон, забиться туда, угнездиться в нем. Чем привычнее, тем комфортнее. Удобно, ясно, понятно. И сама картина становится в общем уже не нужна.

Признаться, и мне хотелось пойти этим путем. Хотел написать тут про жизненные перипетии Фриды Кало, про сложности отнесения её творчества к тому или иному течению (сюрреализм, экспрессионизм, символизм, наивное искусство), про интерпретацию образов на её полотнах. Но потом понял, что особого смысла в пересказе этих фактов и оценок нет. Сейчас о Фриде почти каждый хоть что-то да слышал. Даже среди тех, кто по музеям не ходит. Фильм "Фрида" 2002 года с Сальмой Хайек в главной роли не оставляет в этом никаких сомнений.

Так что же делать в такой ситуации? Двигаться по накатанной колее расхожих представлений? Или......
Попытайтесь забыть всё, что вы когда либо слышали о Фриде, о её трагедии столь желанного, но невозможного материнства, о её муже Диего Ривере, о их политических взглядах, эпатажном поведении и неукротимом характере. И посмотрите на картину.

Мы смотрим на Фриду. Фрида смотрит на нас. Мимо нас. Сквозь нас. Внутрь нас. Внутрь самоё себя...
Вы когда-нибудь всматривались в своё отражение в зеркале? Не с тем, чтобы поправить макияж и оценить чистоту бритья. Смотрели ли вы на своё отражение, как на нового незнакомого человека? Пытаясь оценить, понять, узнать его? А на суженого с зеркалом не гадали ли? Всматривались ли вы в свой зеркальный образ, чтобы увидеть там своё прошлое, настоящее и будущее? Когда невыразимые желания, страхи и надежды вдруг на мгновение становятся четкими и зримыми, чтобы тут же исчезнуть без следа.
Автопортрет тоже своего рода зеркало. Зеркало, в которое смотрела Фрида. Зеркало, отражающее её мир. Мир столь реальный для неё и столь фантастичный для нас.
Фриды давно нет, но есть её автопортреты. Теперь Фрида там, в своём зазеркалье.

Вы согласны со мной? Да? Нет? Не важно! Забудьте всё, что я написал, что написано в других рецензиях. Посмотрите на картину, узнайте её сами, а не с чужих слов. Даже если в итоге вы просто пройдете мимо пожав плечами. Так будет правильнее, честнее. И по отношению к Фриде, и по отношению к самим себе.

Идите и смотрите.

8
0
9
Владимир
10 отзывов, 18 оценок, рейтинг 9
8 ноября 2015

Выставка “одной картины” Фриды Кало в Эрмитаже. Работы художницы редкие гости не только Российских музеев но и их не часто встретишь и в Европе. В субботу я понял, что не могу пропустить это событие и, несмотря на школьные каникулы, отправился в Эрмитаж. И ни минуты не пожалел об этом.

Это было мое первое знакомство “в живую” ее творчеством. Я говорил, что ее картины трудно найти в Европе в публичных музеях. И это очень грустно. Мексика так далеко. А по уровню она как художник ничуть не уступает Сальвадору Дали ни по творчеству ни по эпатажный. Она человек миф, человек легенда. И ее картины это ее жизнь и жизнь это творчество. О ней возможно много говорить, но я не искусствовед и не историк.

Вернемся к картине в Эрмитаже. Она называется “Автопортрет с обезьянкой”. И конечно прав безымянный рецензент, из Эрмитажа говоря, что “читать” картины Фриды необходимо через призму символов присутствующих на ее работах подобно символам западноевропейских мастеров 15-17 веков. Но он забывает, что читать эти символы необходимо не в традициях реализма тех веков. Эти символы, как и само творчество художницы сюрреалистичны. И хотя сама художница была очень скептично настроена к термину “сюрреализм” и говорила “Они думали, что я сюрреалист, но я не была. Фрида Кало никогда не рисовала мечты, я рисовала свою реальность”. Просто ее реальность была сюрреалистична или лучше сказать — фантастична. Как творчество многих гениальных художников Латинской Америки тех лет.

Кроме этого я не согласен с рецензентом, что ее работам не присущ психологизм. Посмотрите на ее лицо на автопортрете. Как тщательно выписаны усики над губой, сросшиеся брови, надменная маска скрывающая страдания и бурные переживания. Ее лицо так и фонтанирует эмоциями, который которые она “как-бы” старается “скрыть”, но с другой стороны ради этих бурных страстей и пишется эта картина. И пишется эта картина для одного человека, для Диего Ривера. И символы хорошо ложатся в эту канву.

А какая она была красавица вы сможете увидеть на фотографиях в статье.

Настоятельно рекомендую увидеть эту картину этой великой художницы – одного из героических звезд 20 века своими глазами.

Ни одна фотография не энергетику ее работ и ее фантастическую притягательность. И уходя от картины взгляните на глаза собаки породы шолоитцкуи́нтли и самой Фриды с автопортрета.

4
0
7
Елена Самукова
250 отзывов, 572 оценки, рейтинг 329
29 декабря 2015

Совершенно неожиданно, парадоксальным образом автопортрет Фриды Кало вызвал ассоциации с изображениями христианских святых, не идеологические, конечно, а формальные. И здесь и там лицо не говорит ни о чем. Смысл изображения раскрывается через атрибуты и другие фигуры. Христианских святых изображали с атрибутами их мученичества. Гвоздь, вбитый в стену, символизирует драму Фриды. Собачка, обезьянка, скульптура дохристианского божества – части мира, в котором живет Фрида. Желтая ленточка связывает их в единое целое. Насколько христианские святые являются культовыми фигурами в одном социуме, настолько Фрида Кало в другом.

2
0
9
Эдуард Назаров
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 2
24 ноября 2015

Выставка очень интересная! Советую всем. Не жалейте ни времени, ни денег. Там есть на что посмотреть. Творчество сложно не оценить по достоинству, да и картины редкие - не каждый день посмотришь такую выставку

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все