Историческая |
Не произвела на меня впечатления эта выставка. Идея интересная – рассказом о тридцатилетних путешествиях марокканца Ибн Батуты, жившего в XIV веке, объединить памятники культуры одной эпохи тех регионов, где он побывал – Испании и Северной Африки, Ближнего Востока и Византии, Малой и Средней Азии, Крыма и Золотой Орды, Индии и Китая. Видеофильм дает хорошее представление об этих странствиях. Вещи, представленные на выставке, интересны – монеты, архитектурные детали, предметы быта из стекла, металла, керамики, тканей, все то, чем мог пользоваться или что мог видеть путешественник. Среди них раритеты из Российской национальной библиотеки – арабские и персидские манускрипты. Но вот целостного представления о разнообразии и взаимосвязях культур Средневековья, того, к чему стремились организаторы выставки, у меня не сформировалось. Впечатление рассеивается, и даже раритеты тонут в массе разных предметов. То, что можно увидеть на выставке, лишь фрагменты мира, поразившего Ибн Батуту своим великолепием, и воспринимаются они осколками некогда прекрасной чаши. Может быть, куратор выставки неопытен. Как правило, сотрудники Эрмитажа даже немногое могут представить впечатляющим, дополнив экспозицию важными деталями и развернув ее в самом интересном ракурсе. Рядом в соседних залах одновременно с этой временной выставкой открылась постоянная экспозиция иранского искусства VIII-XX веков. На ней как раз есть то, чего не хватает «Странствиям Ибн Батуты». Времени оставалось мало перед закрытием Эрмитажа, но даже беглого осмотра оказалось достаточно, чтобы почувствовать дух той культуры и начать в нее погружаться.
Впрочем, моим неискушенным искусством приятельницам выставка «Странствия Ибн Батуты» очень понравилась.