Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.5

Выставка
Луиза Буржуа. Структуры бытия: клетки

Легендарная художница-феминистка впервые в Москве

Буржуа — корифей искусства XX века, чьи работы олицетворяют собой достижения психоанализа и феминизма. Она не стеснялась рассказывать о тяжелом и травматичном опыте, не скрывала и того, что творчество помогает ей справиться с внутренними проблемами. Темы одиночества, тревожного ожидания, незащищенности-защищенности преобладают в ее огромных скульптурах. Уже известно, что первой работой, которую увидят зрители на выставке, станет произведение «Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?» в виде огромного зеркала. Селфи точно будет много.

  • Луиза Буржуа. Структуры бытия: клетки – афиша
  • Луиза Буржуа. Структуры бытия: клетки – афиша
  • Луиза Буржуа. Структуры бытия: клетки – афиша
  • Луиза Буржуа. Структуры бытия: клетки – афиша
  • Луиза Буржуа. Структуры бытия: клетки – афиша
Живопись, Графика, Скульптура, Инсталляция

Как вам выставка?

Отзывы

3
Даниил Конторович
1 отзыв, 2 оценки, рейтинг 23
1 декабря 2015

Скажу сразу, что выставка Луиз Буржуа является для меня наглядным примером отношения кураторов выставок к развитию культурного уровня россиян.
Расставим все точки над i. Я не большой поклонник концептуального искусства, но на проходящую сейчас выставку Луиз Буржуа "Структуры бытия: клетки" в Гараже не мог не сходить - значимая фигура в искусстве. При входе вместе с билетом выдают брошюрку с советом "обязательно прочитайте, иначе ничего не поймете". Не очень люблю искусство, которое непонятно без длинной аннотации. Произведение должно говорить само за себя, нести энергетический посыл.
Выставка наполнена обособленными инсталляциями: клетки из дверей, пауки, зеркала, прутья, гобелены - все это аллегории на познание автором себя, своего детства, отношения с родителями и т.д. Каждая "клетка" имеет вход, через который можно оказаться внутри, но затем, чтобы этого не произошло, бдительно следят сотрудники Гаража, и железный прут тонко намекает, что туда нельзя. А хочется. Такое искусство должно быть контактным - зритель на собственном опыте переживает произведение и тем самым его понимает. Когда я добрался до инсталляции Dangerous Passageway ( опасный проход ), то окончательно понял, дело не чисто: внутри были зеркала, в которые даже не заглянуть со стороны, явно зритель должен быть внутри. Я поинтересовался в чем дело и выяснил, что это "специальные" условия для России, что мы с вами можем только смотреть со стороны, но не заходить, - таково постановление фонда Луиз Буржуа. Что же, нельзя их винить в этом, русский народ не предсказуем, но как такое допускают наши кураторы, искусствоведы? Они ведь должны понимать, что зритель лишь концептуально погружается в искусство, а не соприкасается с ним; что посыл художника получаем на поверхностном уровне; хоть 100 книг перечитай, но без эмпирического опыта это все нельзя прочувствовать. Ключевым словом в искусстве является чувство, ощущения, а не концепция, знание.
Даже приняв такие условия, организаторы могли бы поступить иначе: сделать выразительный точечный свет направленными источниками освещения, акцентирующим внимание зрителя на главном; атмосферный полумрак между клетками; звуковое сопровождение в виде метронома ( с помощью него Луиз находила свой ритм ) - это усилило бы эмоциональные переживания зрителя, затронуло бы не только голову, но и внутренние струны. Для реализации этого не требуется больших затрат и долгой подготовки.
Еще одним неприятным фактором выставки стал запрет на фотографирование. Почему нельзя снимать? У сделанных фотографий было бы много полезных функций как в рекламных целях, так и более глубоких: оживить впечатление от выставки, сохранить этот момент.
Учитывая эти замечания и не дешевый билет, я могу сказать, что цель этой выставки - просто заработок на зрителе, а не забота о его культурном развитии. От этого становится грустно.
Хочется добавить, что с удовольствием пойду на выставку Луиз Буржуа в европейском городе, - мне интересно познать ее эмпирическим путем. Чего и вам желаю!
Даниил Конторович


23
0
9
Игорь Андреев
8 отзывов, 8 оценок, рейтинг 10
26 сентября 2015

На мой взгляд, выставка Луиз Буржуа посвящена внутреннему миру человека, насущным проблемам с которыми каждый из нас сталкивается практически ежедневно. Буржуа с помощью искусства словно приоткрывает волшебную завесу над тайнами, которые надежно скрывает ее подсознание. Детские впечатления, образы старинных ковров ручной работы, французские духи, интерьеры детских и родительных спален - все это единым потоком обрушивается на зрителя, вызывая противоречивые эмоции.

На экспозиции представлено множество самых разнообразных клеток, заглянуть в которые предлагается через небольшой узкий проход. Почему же Луиз создает столько клеток? Наверное, потому что, клетка - это внутреннее пространство каждого из нас, это место где мы находимся и живем, покуда те или иные обстоятельства не заставят нас покинуть свое убежище на встречу новым приключениям.

На протяжении всей экспозиции, Буржуа то погружает нас в свое наполненное болью и трудностями детство, то демонстрирует глубинные страхи, которые обрастают плотью и кровью в устрашающих образах, то предлагает задуматься о родителях и о взаимодействии людей в нашем мире.

Таким образом мы можем совершить настоящее удивительное путешествие в загадочные глубины души, и познакомиться с теми вещами, которые там кроются. Автор специально изображает свои страхи, как-бы выводит их из себя наружу, к свету. Ведь страшилка воплощенная, осознанная, вывернутая из глубин подсознание уже не так страшна. Она выползает на свет в виде обычной тряпичной куклы, способной вызывать лишь улыбки или смех.

Еще одна экспозиция "Опасный проход" - демонстрирует тернистый различных жизненных фаз девушки, начиная с самого детства. Здесь можно увидеть старинные стулья - воспоминания об отце автора, который хранил стулья именно в подвешенном состоянии. Тут же и знакомые по другим работам образы иглы и нити, память о матери Луиз, которая занималась шитьем, и символичный образ наказания в виде электрического стула.

Эволюцию, саморазвитие человека показывает и другая работа "Клетка (последнее восхождение)".

Перед нами спиральная лестница, которая символизирует духовное развитие, и стеклянные шары, различных цветов, словно отражения внутренних состояний героини. "Клетка(шуази)" демонстрирует разрыв с прошлом. В этой клетке установлена модель дома, в котором Буржуа жила в раннем детстве. Над домом опасно зависает острое лезвие гильотины, как неотвратимость разрушения. Ведь все что кажется нам реальным в настоящий момент, спустя время обратится в пустоту и станет иллюзорным.

Луиз словно бы играет со зрителями, предлагая самостоятельно узнать, о чем именно говорит каждое ее произведение. При этом можно столкнуться и со своим собственным внутренним миром, глубже узнать себя. Недаром в Атриуме музея стоит композиция "Завладел ли днем ночью или ночь завладела днем". Она представляет собой зеркало невероятных размеров, как символ познания души.

5
0
7
Саша моник
7 отзывов, 2 оценки, рейтинг 33
22 января 2016

Художники предшествующих эпох были ограничены рамками религии, идеологии или хотя бы моралью. У современных художников есть возможность заниматься жуткими бесчинствами - выпячивать собственное я.

Ладно бы художник был мирным пьяницей и сумасшедшим, который рисует попой (зато какие цвета!). Либо художник хочет вступить контакт со зрителем. Хуже когда искусство становится некоторой терапией и это похоже на сор (который выносят из избы).
Луиз Буржуа была определенно безумной старушкой. Прожила насыщенную жизнь с мужем-искусствоведом и когда она (жизнь) неумолимо клонилась к закату, а сама Луиз к земле, она вдруг решила что негоже пропадать таланту.

Паучиха-мать, которая сейчас расположилась на площади перед Гаражом, впечатляет. Хотя бы масштабом, идеей и реализацией (кто-нибудь знает как ее везли в Москву?).
В остальном все похоже на акт принудительного вуарьеризма. Сама идея "клеток" интересна - старушка ради них разобрала мастерскую (там серьезно использовались двери).

Наполнение "клеток" - это как заглянуть в карту больного. Ты становишься невольным зрителем психологического краха художника. Накатывает чувство жуткого неудобство, как будто слышишь ссору соседей или становишься свидетелем разборок. Ты не можешь уйти, вмешаться и остается только созерцать. И ладно бы все было скрыто за стеной глубоких символов, но Луиж была, видимо, не из робких, выпятив свои проблемы с матерью, отцом и сексуальностью на всеобщее обозрение, элегантно прикрыв это дверью, содранной с петель.

4
0
7
Анна Цыганова
5 отзывов, 5 оценок, рейтинг 9
12 октября 2015

Каждый раз прихожу на выставку современного искусства и думаю: "Зачем? Что тут вообще происходит? Сбор мусора да и только". В этот раз без исключения. Но потом...двигаясь по пространству, переходя от инсталляции к инсталляции, замечая ключевые объекты творчества Луиз Буржуа, ассоциации начинают приходить сами собой, а с ними и понимание. И думаешь...как же круто. Как же я люблю современное искусство за то, что оно такое не поверхностное и не только визуальное. Хотя у Буржуа действительно есть пару эстетически прекрасных работ на этой выставке.
Советую всем тем, кто увлекается современным искусством. И советую не брать брошюру (которую мне почему-то не дали), а пройти всё своим умом, предварительно прочитав её биографию на стенах Гаража. Ну а потом спустится за пояснительной книжкой и, может быть, пройти ещё раз)

4
0
7
Elena Mamarykova
25 отзывов, 60 оценок, рейтинг 28
8 октября 2015

Всем привет!
Мне просто повезло: первый раз я просто побродила между клетками. А потом осталась на лекцию критика и куратора Олеси Туркиной ( представьте - она была знакома с Луизой) и еще раз прошлась по выставке. Вот тут -то я и встряла, да, именно встряла. Маленькая скульптура ударила в больное место, неожиданно, и я не знала, что оно есть. Спасибо француженке, спасибо всем кто привез ее работы к нам. спасибо за то, что я сама для себя открыла этот хрупкий мир боли и надежды, откровенный и сокровенный.

4
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все