Москва
7

Выставка
Караваджо и последователи. Картины из собраний фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. Пушкина

Огромная ретроспектива Караваджо и караваджистов

Больше 50 работ из собрания Пушкинского и Фонда Лонги во Флоренции образуют одну из самых масштабных выставок Караваджо в России. Испанские, французские, голландские и итальянские последователи самого драматичного из реалистов займут место рядом с его ранними работами. Готовьтесь стоять в очередях.

  • Караваджо и последователи. Картины из собраний фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. Пушкина – афиша
  • Караваджо и последователи. Картины из собраний фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. Пушкина – афиша
  • Караваджо и последователи. Картины из собраний фонда Лонги во Флоренции �и ГМИИ им. Пушкина – афиша
  • Караваджо и последователи. Картины из собраний фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. Пушкина – афиша
  • Караваджо и последователи. Картины из собраний фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. Пушкина – афиша
Живопись

Как вам выставка?

Отзывы

7
Julia Voloshinovich
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 16
20 сентября 2015

Сегодня я посетила музей имени Пушкина и,только что открывшуюся 15 сентября выставку:"Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ им А.С. Пушкина" .
Конечно в центре всего картины Микеланджело Меризи да Караваджо, ему даже отвели отдельную стену, точнее картине " Мальчик, укушенный ящерицей" 1594, звучит громко, на самом деле картин Караваджо как таковых на выставке две, выше упомянутая и еще одна "Мальчик, очищающий фрукт" 1571, созданы они приблизительно в одно время. В прошлый раз, в 2012 году проходила выставка так же с участием 11 картин Караваджо. Не умоляя таланта великого художника, мне все же особенно запомнились картины его "реалистичных", по выражению Лонги, последователей, одна картина итальянского живописца эпохи Рококо Витторе Гисланди " Портрет юного художника в красном берете» 1730 и вторая "Концерт"1630 Маттиа Прети, но обо всем по порядку.
Публики было много и это в будний день, в основном все конечно толпились около самого яркого творения Караваджо, но у меня на это счет свой, возможно дилетантский взгляд: большинство людей привлекает то, о чем говорят и уж потом другие шедевры. Меня как раз привлекают другие , может быть, менее раскрученные или другими словами распиареные картины. Вначале я увидела "портрет", который поразил меня цветом, недаром этот художник выбрал название для картины по самому яркому атрибуту костюма " берету". Цвет розового рубина или ярко малиновый, такой яркий, как будто, это химическая флуорисцентная краска, а не масло XVIII века. Наверное, ни одна фотография не может передать красоту этого цвета, он кажется красным, оранжевым, но только не тем, который он есть на самом деле. Картина привезена из Италии и при возможности, если вы когда-нибудь будете в тех краях, например, сейчас нет возможности попасть на эту выставку, то обязательно взгляните на это чудо цвета, кажется что цвет прямо брызжит с картины, затмевая любой другой и даже падающий на него свет. Картина написана уже зрелым художником и относится к периоду 1730-е -1740-е наивысшего расцвета его творчества. В центре внимания молодой юноша с красками или, другими словами, юный художник написанный кистью зрелого Гисланди, это и понятно в эпоху Просвещения герои картин люди совершенно конкретных профессий со своим инструментом. В чем Гисланди является последователем Караваджо, конечно в передаче света и тени, в том, что портретный жанр, в котором преуспел Гисланди, лишен мифологической и религиозной основы, а в центре данной картины простой ремесленник еще очень юный, но уже совершенно необычный, какой-то особенный и именно посредством берета - цветовой эпицентр, художник, наверное, как мне кажется, хотел дать понять об исключительности этого юноши, о его одаренности, что самое главное для него цвет, цвет во всем.
Вторая картина "Концерт" 1630 года Маттиа Прети, художника неаполитанской школы. Картина сразу же бросается в глаза, своей непохожестью на другие, все вокруг такое цветное, но прежде чем говорить о цвете, надо сказать о царящей атмосфере в залах, где выставлены картины: приглушенный свет, шепот завороженных почитателей искусства, темно-бордовые бархатные стены и яркие пятна света выделяющие каждый шедевр. Так вот, в этой картине как-будто кто-то похитил цвет, только слегка цветовые приглушенные акценты говорят о том, что все реально и люди одеты в цветные яркие одежды, но сверху будто черно-белый фильтр. Потрясающе! Наверное, по задумке автора - это может быть лунный свет и концерт именно при лунном сиянии придает еще больше романтичного смысла этой жанровой сценке. Луна и музыка, что может быть прекраснее! Кстати, к слову сказать, такой нехарактерный для XVII века монохром не единственный в творчестве Прети, но все же, в этой обстановке он просто наделен каким-то магическим флером. Каждая представленная картина достойна самых высших похвал, я лишь выбрала две капли из огромного моря искусства, но ярких и оставляющих сильное впечатление от увиденного.

11
0
7
mojjet
172 отзыва, 173 оценки, рейтинг 113
5 октября 2015

В воскресенье случилось попасть в Пушкинский музей. Вопреки подозрению, что это невозможно. Последние тёплые осенние деньки, вот люди и не спешат припадать к высокому искусству Караваджо; тем хуже для них. Очереди почти не было.
И всё бы хорошо, но, похоже, дело было не в предательски чудной погоде. На выставке "Караваджо и последователи" из примерно полусотни картин кисти Караваджо принадлежало от силу две, и только одна из них - в выраженно "караваджиевском" стиле. Всё остальное - последователи разной степени талантливости. Так что честнее было бы сказать: "Последователи Караваджо", а не вводить в заблуждение доверчивую публику.
За исключением этого, выставка довольно неплоха и порадует взоры любителей выразительной телесности и контрастной светотени.

6
0
7
Julia Volodina
21 отзыв, 52 оценки, рейтинг 97
15 октября 2015

В первые минуты - разочарование! Как же так - всего одна картина Караваджо! Ведь я шла именно на него, на этого необычного живописца и человека, так привлекающего меня своим стилем, характером, страстностью и красками.
Эта единственная картина - вот она! - красавица! - как центр притяжения, вокруг нее скопление не только людей, но и какой-то особой энергии и света.
А вокруг нее, как лучи - картины последователей. Начинаешь ходить между ними, сначала с неохотой и ленцой (ведь на главную-то картину уже посмотрел!), а потом втягиваешься в этот круговорот, погружаешься в эпоху, характеры, краски, начинаешь видеть общие черты, искать сходства и различия, бегать от картины к картине, читать аннотации, записывать отдельные названия картин, чтобы потом дома еще отдельно и подробно про них почитать. Тебя покоряет игра света и тени, разнообразие образов, дух времени.
Вдруг начинаешь читать и размышлять о Роберто Лонги, человеке, который собирал эти великолепные картины и благодаря которому мы можем сегодня их увидеть.
Открыла для себя имя Хусепе де Рибера - необычного испанского художника, который делал наброски заключенных в тюрьмах во время пыток. У него резкая, страстная живопись. Запомнилась его картина "Святой Варфоломей" - взгляд устремлен прямо на тебя, пугающий и жесткий, и нож в руке. До сих пор перед глазами!
Вообще работы Риберы впервые в Москве - рекомендую их увидеть! Его образы апостолов навсегда останутся в памяти - от них глаз не оторвать.
Понравилась своим внутренним свечением и глубокой грустью картина Матиаса Стомера "Старуха со свечой". Ее даже девушка какая-то зарисовывала.
Выставка небольшая, но кажется бесконечной, можно бродить между картинами очень долго, открывая каждый шаг что-то новое. Уходить не хотелось, ведь мне так нравится эта тема мрачных соборов, темных красок, бархатных беретов, уставших бедняков, библейских персонажей, вещих снов, прямых взглядок и темных страстей.

4
0
5
Dorogushechka
30 отзывов, 80 оценок, рейтинг 96
4 октября 2015

Я разочарована...
Маркетинг все-таки великое дело, так как логичнее всего было бы назвать эту выставку: "Последователи и Караваджо". Из всей экспозиции - всего 2 картины великого итальянского художника, одного из основателей реализма и того самого "кьяроскуро" - техники живописи, постороенной на резком противопоставлении света и тени, которая затем легла в основу многих великих полотен других мастеров.
Внимание всех зрителей было приковано, соответственно, к "Мальчику, укушенного ящерицей" (Караваджо), которая занимала центральное место на отдельной стене и за счет этого смотрелась еще эффектнее. И, что вполне логично, к "Портрету юного художника в красном берете" (Гисланди), так как прекрасный рубиново-винно-красный головной убор на полотне привлекал к себе внимание.
В целом, вся экспозиция построена по принципу "кьяроскуро" - приглушенный полумрак винного цвета залов и яркие пятна подстветок производят впечатление, но, как следствие, некоторые картины бликуют достаточно сильно.
Вообще, если абстрагироваться от моих избыточных ожиданий, то выставка оставила приятное впечатление, я люблю живопись, реализм, люблю барокко, но все-таки я шла на Караваджо, согласно афиши...

4
0
3
Natalia Safronova
25 отзывов, 275 оценок, рейтинг 47
17 сентября 2015

Всего одна картина Караваджо. Крайне слабая выставка, по сравнению с Тицианом и Мастерами Возрождения. Картины бликуют, смотреть приходится сбоку.

4
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все