Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.4

Выставка
Керамика Раку: космос в чайной чашке. Выставка из японских собраний

О выставке
  • Керамика Раку: космос в чайной чашке. Выставка из японских собраний – афиша
  • Керамика Раку: космос в чайной чашке. Выставка из японских собраний – афиша
Декоративно-прикладная

Как вам выставка?

Отзывы

9
Елена Самукова
250 отзывов, 572 оценки, рейтинг 329
3 августа 2015

Влюбилась в керамику Раку. Блеск черной глазури невозможно забыть. Действительно, космос в чайной чашке, свет, рождающийся в Пустоте!
Заранее настроилась на эту выставку, перечитав две главы из Судзуки «Дзэн в японском искусстве» и посетив лекцию Китидзаэмона, 15-го патриарха дома Раку. Хотелось не праздного любопытства, а более глубокого постижения, поэтому постаралась проникнуться смыслом того, что говорил Китидзаэмон.
«Чайное действо в Японии оказалось настолько влиятельным, что создало целую керамическую традицию со своей философией, эстетикой, культурными слоями. Чайная церемония не просто привычное чаепитие, а нахождение связей человека с человеком, с природой, космосом, материалом, деревьями, связей частиц с частицами. Среди этих составляющих есть не только прекрасные, но и не являющиеся таковыми. В общении, возникающем во время чайной церемонии, важно не только зарождение связи, но и отклик сердца на новое. Нужно понять соотношение себя с прекрасным. Для этого и были созданы чайный домик и чашка Раку.
Керамика Раку – это история династии. Каждый из мастеров жил в свою эпоху, они не подражали Тедзиро, первому патриарху. У них было разное восприятие, но при этом каждый думал об основателе. Наследие – это унаследование сущности, которую пропускаешь через себя».
И действительно, на выставке сердце откликнулось на новое! Возникла связь с мастерами, материалом, традицией, эпохами. В конце зала, подойдя к произведениям, созданным 15-м патриархом, почувствовала огромную радость. В этих чашках присутствовало обаяние Китидзаэмона, его творческий поиск, отражение современной эпохи, дзэна в авангарде. И в то же время они были продолжением традиции, заложенной 450 лет назад. Технология их изготовления та же, что и в XVI веке. Те же маленькие печи, в которых обжигается всего одна чашка. Керамика изготавливается из глины почти столетней давности. Так предусмотрено традицией – каждый из мастеров оставляет глину потомкам, как и черные камни для изготовления глазури. Форма сосудов практически не меняется, она может деформироваться, как у Китидзаэмона, но в основе та же. Все секреты мастерства передаются из поколения в поколение, за исключением рецепта глазури. Каждый мастер изготовляет свою глазурь. Если внимательно приглядеться к чашкам, то станет очевидным, что серебристый, сияющий блеск черной глазури был достигнут не сразу. Именно в этой составляющей технологического процесса один мастер может превзойти другого. И в то же время глазурование и декорирование разнообразит керамику, вносит в нее дух времени и индивидуальность мастера. Чашки военного времени отличаются сдержанностью, строгостью. В эпоху Эдо появляется декор. Керамика Китидзаэмона предельно динамична, а в чашках его сына Ацундо чувствуется мягкость и нежность. В них действительно нужно вглядеться, и тогда откроется другой мир, который при этом окажется близким и понятным, как хокку Басе.

2
0
5
Кирилл Титков
55 отзывов, 274 оценки, рейтинг 111
12 июля 2015

Выставка на любителя, на ценителя. Культура Японии не для всех. Вы можете любоваться садом камней? Если нет, то ходить на выставку не следует. Проникнуться медитативной философией несуетной отстраненности с ходу вам вряд ли получится.
Керамика мастерских Раку в полной мере воплощает принцип безыскусной красоты вади, краеугольным камнем лежащий в основании чайной церемонии. Начиная с основателя династии Тёдзиро и на протяжении почти четырёх веков, с XVI по XX, чайные чашки сохраняли свой грубоватый минимализм, лаконичность форм и утилитарную простоту. Не привлекая специального внимания к себе, они служили незаменимым элементом мира чайной церемонии, отражающего философское понимание мира реального и одновременно столь несхожего с ним. Выполненные в оригинальной технике ручной лепки с последующим, после частичного высыхания, удалением излишков глины, однотонные глазурованные керамические чашки, преимущественно черного цвета, каждый раз абсолютно уникальные, оставались одновременно и безусловно схожими, несмотря на разделяющие их века. Эта традиция, была нарушена во второй половине XX века, когда в чашках Раку стали проявляться большая вариативность форм, утрачиваться однотонность, появляться фигуративные рисунки и новые цвета, в дополнение к традиционным черному и красному. Что стало особенно характерно для творческого подхода Китидзаэмона, 15-го (действующего) главы Дома Раку. Столь решительный сознательный отказ от принципа вади, обусловлен не иначе, как стремлением угодить вкусам потребителя, воспринявшего эстетические стандарты западного абстрактного искусства XX века. Такой вот модернизм по-японски. Все эти изменения можно проследить по представленным на выставке экспонатам.
Организационно выставка подготовлена почти безупречно. В дополнение к основной экспозиции, включающей произведения из музея Раку в Киото, а также из других японских музеев, собраний и частных коллекций, на выставке представлены свитки и ширмы - образцы живописи и каллиграфии, иллюстрирующие исторический фон становления керамики Раку. Здесь же можно увидеть макет музея Раку, а также посмотреть фильм о оригинальном творческом и технологическом процессе создания чашек, начиная от заготовки глины и до процесса обжига готового изделия.
Однако отмечу ещё раз, что для неподготовленного зрителя, выставка рискует показаться слишком однообразной и скучной. Кроме того, найти её может оказаться сложно, поскольку она расположена в бывшем Императорском манеже - пространстве Малого Эрмитажа, которое совсем недавно было преобразовано в экспозиционный зал, а до этого было недоступно для посетителей. До сего дня Манеж ещё не обозначен на планах и схемах музея. Вход же в него находится в Сивковском переходе (зал 102), в который можно попасть либо из Египетского зала Зимнего дворца, либо из залов античности Нового Эрмитажа. Приятного просмотра.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все